Гете "Фауст" - сочинение "Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»"
Страница: 1 [ 2 ] 3, выводя своего героя на путь познания, Гете вкладывает в уста Господа такие слова:
* Вы ж, дети мудрости и милосердья,
* Любуйтесь красотой предвечной тверди.
* Что борется, страдает и живет,
* Пусть в вас любовь рождает и участье.
* Но эти превращенья в свой черед
* Немеркнущими мыслями украсьте.
Формально это обращение Господа к ангелам, но я как читатель не могу не воспринимать их как обращение писателя к будущим поколениям. Жизнь, борьба и страдания доктора Фауста —замечательный урок для всех, кто живет не одним днем, кто задается и мучается вопросами познания истины. Давнюю тему договора человека с дьяволом Гете переосмысливает и обновляет. Если догетевские Фаусты стремились главным образом испытать все удовольствия, какие возможны в жизни, то гетевс-кий Фауст движим другими стремлениями. Требуя от Мефистофеля безоговорочного исполнения своих желаний, он ставит условие: дьявол может получить его душу только тогда, когда он успокоится и найдет то высшее состояние жизни, которое даст ему полное удовлетворение:
* Едва я миг отдельный возвеличу.
* Вскричав: «Мгновение, повремени!»
* Все кончено, и я твоя добыча,
* И мне спасенья нет из западни.
Эти слова Фауста известны всем в несколько другой формулировке: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фауст не может предугадать, когда и где он достигнет этого прекрасного мгновенья. Он вообще не знает, реально ли оно, ему важно обеспечить себе возможность поиска, и он вовсе не ищет удовольствий.
Мефистофель не верит в возвышенность стремлений Фауста. Доказывая ничтожество своей жертвы, он толкает Фауста в объятия чувственных желаний. Встреча Фауста с Маргаритой оказалась для девушки роковой. Вначале их отношений были только грубо чувственными, но вскоре они сменяются все более растущей истинной любовью. Простая девушка из народа обладает всеми сокровищами любящей женской души, но окружающая среда давит на нее грузом религиозности и ханжеских предрассудков. В условиях общества, где природные влечения осуждаются суровой моралью, она обречена на гибель. Вина Фауста в гибели возлюбленной несомненна: он не смог оказать ей помощь и поддержку в критический момент. Фауст не может построить счастья ни для себя, ни для любимой женщины, но сколько в нем величия, силы духа, страсти. Бесспорно, любовная трагедия должна была вызвать у читателя вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы избежать подобного несчастья в жизни?
Пережив, перестрадав трагическую гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. На этом пути он еще не раз становится виновным в злосчастной судьбе других людей (например, стариков Филемона и Бавкиды), но все это происки Мефистофеля. Долгие годы продолжаются поиски Фауста, он стареет и слепнет. Но только в конце жизни герой понимает, что истинный смысл его существования не какой-то призрачный миг, а сам поиск, борьба, труд. Он мучился, страдал, но его жизнь была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил.
Страница: 1 [ 2 ] 3