Островский "Лес " - сочинение "Образы Аксюши и Гурмыжской в пьесе Н. А. Островского «Лес»"
Страница: [ 1 ] 2 3В пьесе «Лес», по мнению исследователя А. И. Журавлевой, «своеобразно совмеще-ны как бы три типа комедии: сюжетная линия Петра, Аксюши и старшего Восмибратова пришла из народной комедии; Гурмыжская, Буланов, слуги и гости Пеньков — усадебный вариант общества, нарисованного в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», а линия Несчастливцева... — из высокой комедии. Островский сводит эти три линии в нерасторжимое художественное единство, он с большой изобретательностью и вместе с тем совершенно естественно скрепляет их фабулой».
Противопоставление Акюши и Гурмыжской, на мой взгляд, имеет важнейшее значение в построении сюжета. Эти женщины выписаны автором с большой тща-тельностью. Значение образа Аксюши тем более велико, что она едва ли не един-ственный персонаж пьесы, которого нельзя причислить ни к актерам, ни к артистам. Эта девушка во всех ситуациях остается сама собой. И в общении с Гурмыжской, и с Булановым, и со своим возлюбленным Петром, и с Несчастливцевым, к которому она проникается симпатией и уважением, Аксюша неизменно честна и справедлива. Пожалуй, эта цельность характера присуща только ей одной. Несчастливцев, на мой взгляд, единственный персонаж пьесы, способный в полной мере оценить духовную красоту и совершенство этой девушки. Нам становится ясным, что и сам автор описывал Аксюшу с восхищением перед ее личностью.
В ее судьбе немало схожего с судьбой Катерины из драмы «Гроза», однако есть важнейшее различие. Аксюша борется, ее мужество беспредельно. Смогла бы она, как говорила в отчаянье, покончить с собой, если бы ей не удалось связать свою судьбу с судьбой возлюбленного? Судя по ее горячей, страстной и в то же время несгибаемой натуре, сам автор не верил в возможность такого исхода, точнее, не хотел верить. Такая женщина, как Аксюша, воплощающая в себе идеал Островского, просто не имеет права на поражение. Она должна оказаться победительницей хотя бы в рамках пьесы.
По большому счету, дальнейшая счастливая судьба Аксюши вызывает немалые сомнения. Жизнь в семье купца Восьмибратова, чрезвычайно грубого и деспотич-ного к зависящим от него людям, нечестного и презирающего большинство из тех, с кем ему приходится иметь дело, вряд ли будет безоблачным. Тем более, что Петр полностью смиряется с ролью покорного сына, долженствующего безропотно ис-полнять волю своего родителя.
И все же Аксюша, по замыслу автора, не может и не должна быть несчастной. Как писал исследователь В. Лакшин: Аксюша в «Лесе» несет в себе нечто новое по сравнению с образами девушек и женщин — жертв домашнего деспотизма из ранних пьес Островского. Она куда более сознательно отстаивает свое право на любовь и свободу выбора, чем, скажем, Катерина в «Грозе», Аксюша ведет себя со своей благодетельницей не то что независимо, но даже дерзко, едва ли не смеется над ней. Гурмыжская досадует, что у Аксюши нет «ни благодарности, ни готовности угодить», но для нас это как раз свидетельство высокоразвитого человеческого достоинства».
Гурмыжская во многом представляет собой прямую противоположность Аксюше.
Страница: [ 1 ] 2 3