Островский "Лес " - сочинение "Образы Аксюши и Гурмыжской в пьесе Н. А. Островского «Лес»"
Страница: 1 [ 2 ] 3вляет собой прямую противоположность Аксюше. Если Аксюша не играет никогда, то Гурмыжская играет почти всегда. Не являясь профессиональной актрисой, эта женщина может превзойти в актерском мастерстве самого Несчастливцева. Довольно долго ей удается своей игрой держать племянника в заблуждении относительно своей истинной натуры. В начале пьесы мы видим благообразную даму, одетую в строгое, почти траурное платье, и далеко не сразу обнаруживаем, сколько в Гурмыжской порочности и подлости.
«История Гурмыжской — это рассказ о предельном моральном растлении, и Островский не скупится на сатирические краски. Но именно потому, что преступления помещицы нравственные, драматургу и понадобилось противопоставить ей нравственно здоровые начала, воплощенные в чистой Аксюше и бескорыстном служителе искусства Аркадии Несчастливцеве», — утверждает А. Журавлева.
Несколько раз в течение всей пьесы Островский напрямую сталкивает два про-тивоположных начала, воплощенных в Гурмыжской и Аксюше. Насколько молодая девушка не приемлет фальши, «комедиантства», лицемерия, настолько искушенная женщина сознательно использует все это, и не то что не стесняется, но считает себя безусловно правой, когда между ними разгорается спор по поводу предстоящего замужества Аксюши.
Все, что мы имеем возможность наблюдать в течение пяти действий, подтверждает, что Гурмыжская — прирожденная актриса. Возможно, это семейный дар, перешедший к ее племяннику Геннадию. Но если Несчастливцев использует свой талант на благо обществу, то Гурмыжская представляет его полную противоположность. Тревожнее и печальнее всего, что Гурмыжская не склона ни на секунду обманывать себя в отношении своего «комедиантства». Она превосходно осознает, что постоянно играет определенную роль. Это-то как раз и есть самое отталкивающее в ней.
Ее будущий супруг Буланов составляет ей достойного партнера по актерской игре. Союз этих двух людей закономерен. Кажущаяся победа барыни, то, что она добилась своего и в буквальном смысле купила себе молодого мужа, обернется для Гурмыжской неминуемой расплатой. Из всего того, что нам известно о Буланове, можно сделать вывод, что его будущей жене придется не так уж и сладко. Едва заняв прочные позиции при барыне, Буланов мигом сбрасывает с себя прежнюю маску угодливости и быстро примеривается к новому амплуа, что получается у него вполне успешно. Раиса Павловна превращается у него в «Раисыньку», а сам он из бедного недоучки становится полновластным хозяином усадьбы. Откуда ни возьмись, в нем появляется вальяжность, удивляющая даже Гурмыжскую. Этой метаморфозой автор дает понять зрителю, что его жене придется постоянно быть настороже, и Аксюшу она выживает из дома, опасаясь, что Буланов захочет завязать интрижку с молоденькой девушкой, находящейся в зависимом положении. Однако впереди у новоиспеченной четы, по всей видимости, будет еще не одна Аксюша.
Таким образом, если Аксюша — воплощение авторского идеала, то Гурмыжская символизирует самые нелицеприятные качества. Именно в финале пьесы Аксюша одерживает победу над Гурмыжской.
Страница: 1 [ 2 ] 3