Толстой "Война и мир" - сочинение "Андрей Болконский и Пьер Безухов: "лишние люди" или невостребованные мыслители? (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир")"
Страница: [ 1 ] 2 3Князь Андрей Болконский - образец сильной личности. Толстой всячески подчеркивает его стремление к героическому подвигу, мужественные черты натуры, сознание князем Андреем собственной силы. Напротив, друг Болконского Пьер Безухов - человек как будто слабый, по внешнему виду - совсем не героический и даже легко подпадающий под воздействие чужой сильной воли, которой обладает, например, первая жена Пьера, хищная красавица Элен. Андрей Болконский разочаровался в светской жизни. В начале романа он стремится прежде всего к военной славе, к своему "Тулону", мечтает повторить судьбу Наполеона. Казалось бы, перед нами типичный "лишний человек", без особого успеха пытающийся найти свое место в жизни. Тем более что мечта о "Тулоне" рассеивается в дым. Раненый, он лежит на Аустерлицском поле, лежит один, всеми покинутый, и видит небо, и сознает суетность своих помыслов: "Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Небо - символ вечного и великого, тогда как земная слава тленна и преходяща. В результате князь Андрей переживает глубокий духовный кризис, и Наполеон, склонившийся над ним на поле сражения, кажется теперь ничтожеством
Болконский решает никогда больше не служить в армии. После смерти жены все силы он отдает воспитанию сына, считая, что это единственное, что осталось в жизни, и что человек должен жить для самого себя. Главное, считает князь Андрей, - это нравственное состояние людей. С этой точки зрения, например, он рассматривает вопрос об отмене крепостного права, говоря Пьеру, что крестьянам вообще-то безразлично, в каком состоянии находиться: "Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не. хуже... А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно... Вот кого мне жалко, и для кого бы я желал освободить крестьян". Главный вред крепостного права, способствовавшего появлению в обществе "лишних людей", не обремененных заботами о хлебе насущном, благодаря подневольному мужицкому труду, Толстой видел в нравственном развращении как угнетенных, так и прежде всего самих угнетателей.
Пьер, в отличие от князя Андрея, разочаровавшись в браке с Элен Курагиной, первоначально стремится "бежать, зарыться куда-нибудь". А ранив Долохова на дуэли, Безухов смотрит на него "с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния". После же дуэли, когда он почти чудом избежал смерти, Пьер приходит к выводу о невозможности подходить с единым критерием к моральной оценке жизненных явлений, об относительности человеческого знания: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?" Безухов в поисках ответов на эти "вечные" вопросы, в той или иной форме стоящие перед всем человечеством, вступает в масонскую ложу, но очень быстро разочаровывается в результатах деятельности "вольных каменщиков".
Страница: [ 1 ] 2 3