Толстой "Война и мир" - сочинение "Андрей Болконский и Пьер Безухов: "лишние люди" или невостребованные мыслители? (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир")"
Страница: 1 2 [ 3 ]когда, умирая, я увидел своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческою любовью; но только врага можно любить любовью Божескою. И от этого-то я испытывал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он... Любя человеческою любовью, можно " от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и ненавидел, как ее". Теперь в чувстве князя Андрея к Наташе соединилась Божеская любовь и любовь человеческая. И в последние минуты жизни Болконский, сознавая, что умирает, испытывает не ужас, а светлое чувство ожидания предстоящей встречи с Богом.
Пьер Безухов тоже переносит в войну тяжкие испытания и переживает в душе нравственный переворот. Он находится в самой гуще Бородинского сражения, на батарее Раевского, видит гибель множества людей. Сначала Пьер мечтает убить Наполеона, чтобы таким образом покончить с ужасами войны.
Однако отказывается от своего замысла ради спасения из огня московского пожара совершенно незнакомой девочки. Пьер попадает во французский плен, переживает ожидание расстрела, знакомится с мудрым мужиком-солдатом Платоном Каратаевым, испытывает потрясение от его гибели и приходит к конечному выводу: "Пока есть жизнь, есть и счастье". Вместе с тем Безухов воспринял и каратаевское суждение о человеке:
"не сам живет, а Бог водит". Пьер полюбил Наташу, потерявшую князя Андрея, и они соединились. В финале романа граф Безухов так излагает суть позитивной программы, к которой пришел в результате всех размышлений: "А я говорю: возьмитесь рука с рукою,те, которые любят, добро, и пусть; будет одно знамя - деятельная добродетель". Это и программа самого Толстого. '
Андрей Болконский и Пьер Безухов - очень необычные "лишние люди" в русской литературе. Они единственные, по воле автора, поднимаются до уровня мыслителей и в дружеских спорах'совместно ведут поиск истины. Объединяет князя Андрея и Пьера и последовательная любовь к одной и той же женщине - Наташе Ростовой. И оба героя независимо друг от друга приходят в конце концов к схожим выводам о смысле человеческой жизни, который они видят в соединении любви Божеской и человеческой и в том, чтобы все добрые люди сами активно творили добро.
Страница: 1 2 [ 3 ]