Софокл "Царь Эдип" - сочинение "Эдип - характеристика литературного героя "
Страница: 1 2 [ 3 ] 4й картины. (Сенека вообще был довольно равнодушен к сюжету и его возможностям.) Отношение героев собственно к преступлению Э. мягче, чем у Софокла: Иокаста снимает вину с Э., поскольку в том, что он совершил, виновна судьба, и сам Э. называет свои грехи безгрешными. Всему повествованию придан римский колорит (в особенности это касается гаданий Тиресия, подобающих авгуру и не имеющих параллелей в трагедии-образце). Эта стилистика подчинила себе и образ Э., оставив ему мало общего со своим прототипом вопреки значительному сюжетному и композиционному сходству.
3) Герой трагедии Вольтера «Эдип» (1718). В образе Э. заметно влияние риторического пафоса Сенеки. Вольтеровский Э. не чувствует себя виновным в преступлениях, совершенных помимо его воли. Он горько клянет богов за свою жестокую участь. Злокозненность небесных сил еще более подчеркнута стенаниями Иокасты, матери и жены Э., а также жалобами хора, оплакивающего слепоту рока. Несчастный царь остается для фиванцев воплощением благородства, ибо он жертвует собой ради их спасения.
4) Герой трагедии В.А.Озерова «Эдип в Афинах» (1804). Пьеса Озерова дает вариант истолкования образа в характерном для начала XIX века стиле: ослепивший себя, преследуемый эриниями, потрясенный и измученный своими преступлениями, терзаемый еще и несправедливостью людской, холодной жестокостью детей, изгнавших его из Фив, брезгливым отвращением соотечественников, Э. ищет смерти. Вместе с Антигоной он подходит к Афинам, в окрестностях которых разворачиваются события трагедии. Пьеса по композиции сюжета — полифонична. Несколько важных сюжетных линий, сплетаясь между собой, дополняют ее содержание. Афинский царь Тезей, любимый народом правитель, герой, освободивший Афины от Минотавра, основатель государства, построенного на «мудрых законах», берет под свою защиту Э. и Антигону. «Божественная» линия представлена богинями мщения эриниями-эвменидами, храм которых «вписан» в пространство действия. Тема возмездия за преступление — одна из главных в пьесе. Линию «интриги» представляет Креон, жестокий гонитель Э., являющийся причиной многих его несчастий. Э. у Озерова — страдающий герой. Бывший царь, он «с трона высоты в жизнь странников упал» подобно королю Лиру. Факты прежней бурной жизни Э. остаются за сюжетом трагедии, а трагичность ее никак не иссякает. Э., состарившийся от несчастий, живет только во имя и благодаря любви юной Антигоны. Его, ищущего лишь покоя, преследуют Креон, чтобы похитить и замучить в Фивах; раскаявшийся Полиник, терзаемый совестью; афинский народ, из страха готовый откупиться от эриний кем угодно. Следует отметить, что озеров-ский Э. сохраняет в своих несчастьях отзывчивость на любое человеческое страдание, готов облегчить печаль первого встречного своим участием. Он истинный царь, но не в короне, а в рубище. Об этом Э. говорит, обращаясь к Креону: «Хотя я в нищете, но не сравнюсь с Креоном. Я был царем, а ты лишь ползаешь пред троном».
Роль Э. исполняли многие великие актеры древности и нового времени.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4