Софокл "Царь Эдип" - сочинение "Эдип - характеристика литературного героя "
Страница: 1 [ 2 ] 3 4жкое наказание. Он уходит в изгнание. Трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал лучшей из всех трагедий, а образ Э. расценивал как наиболее яркое воплощение трагедийного характера. Смерти Э. посвящена трагедия «Эдип в Колоне». В ней Э., уже глубокий старик, после многолетних скитаний в сопровождении дочери Антигоны приходит к священной роще в Колоне – пригороде Афин. Здесь, где почитаются Евмениды, Аполлон обещал ему смерть — конец его страданий. Появляется дочь Э. Йемена и сообщает о ссоре братьев Этеокла и Полиника и о предсказании Аполлона, что Э., поселившийся под Фивами, а затем там же похороненный, принесет счастье городу и его гражданам. Э., который хотел бы вернуться в Фивы, возмущен этим половинчатым предложением. Приходит Креонт со стражей и сначала пытается убедить Э., а затем захватывает в качестве заложницы Антигону. Но Э. уже заручился заступничеством царя Афин Тесея. Он не дает Креонту арестовать Э. и освобождает Антигону. Тщетной оказывается и попытка Полиника привлечь отца на свою сторону: Э. проклинает обоих сыновей. Затем Э. обещает Тесею, что после смерти будет благодатью для Афин, уходит с ним в глубину рощи и таинственно исчезает, так закончив свой тяжкий жизненный путь.
Лит.: Robert С. Oidipus, Geschichte eines poetischen Stones. I, II, Berlin, 1915; Knox B. Oedipus at Thebes. Sophocles’ tragic hero and his time. New Haven, 1957; Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972; Яр-хо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; Neschke-Hentschke A. Griechischer Mythos und structural Anthropologie // Poetica. 1978, № 2-3; Хомерики Г.Г. Миф об Эдипе и его софокловская интерпретация. Тбилиси, 1985.
2) Герой трагедии Л.Аннея Сенеки «Эдип» (?60-е н.э.). В построении своей трагедии Сенека повторил все основные элементы Софок-лова шедевра, но образ главного героя у него существенно отличается. Э. у Сенеки намного схематичнее и мрачнее, у него отнята благородная гордость и открытость Э. Софокла, его приверженность благу страны, его вспыльчивость; ему приданы черты классического тирана. Для этого подысканы жестокие параллели к репликам Э. у Софокла: «Не скажешь добром — скажешь плача» — у греческого трагика, «Мне мешает клятва. — Кто-нибудь, сюда огня! Огонь справится с клятвой» — у римского. Э. Сенеки ощущает свою богоотвер-женность (и переживает это тяжело — Атрею в голову не пришло бы грустить по такому ничтожному поводу), он не любит власть как таковую: «О обманчивое благо, сколько скор-бей ты таишь под столь любезной внешностью!» В трагедии Сенеки полностью утрачен великолепный драматический рисунок Софокла, заставлявший признать его «Царя Эдипа» одной из совершеннейших трагедий древности: все элементы действия, заставляющие Э. сначала смутно подозревать о своей вине, потом, сталкиваясь с ней лицом к лицу, видеть козни врагов, догадываться, убеждаться, искать опровержения сохранены и у Сенеки, но между ними разрушена связь, они не дают целостной картины.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4