"Герои и жанры романов Моэма"
Страница: [ 1 ] 2 3
Моэм называл себя писателем-самоучкой. Он много работал, лишь бы достигнуть вершин профессионального мастерства; и он достиг успеха: у него появилось ощущение, что он «стал чувствительный, будто фотопленка» и с помощью воображения мог каждого, с кем свела его судьба, «отлить в доподлинный образ». Его не захватывало экспериментирования в литературе. Он старался писать без всяких мудрствований, целиком вкладываясь в традиционные формы и, будучи прекрасным рассказчиком, умел «мыслить сюжетом». Ему было о чем рассказать и ему было интересно повествовать. А поскольку людям всегда приносит удовлетворение слушать интересные истории, то Моэм стремился эту потребность удовлетворить.
Его интересуют контрасты, которые он обнаруживает в людях, в их характерах и действиях. Изучая человеческую природу в течение всей жизни, писатель сознавался, что и на склоне лет воспринимал человека как загадку и всегда остерегался судить о людях за первым впечатлением. Он был терпим, и относился к окружающим с юмором. «Нет ничего прекраснее за доброту», — утверждал Моэм, и вместе с тем считал, что «не следует ждать от людей весьма много».
Оптимистом Моэм не был. Он называл себя воинствующим пессимистом, где живое в мире, «котится у пропасть». И это немало проясняет в его творчестве. Трагизм мироощущения присутствующий во многих его произведениях, однако, герои М. находят в себе силы противостоять судьбе, ищут выход с залога «человеческого рабства», вялости бытия. Проблема трагизма человеческого существования рассматривается Моэмом в нескольких аспектах: он трактует ее в космическом плане («Земля — всего лишь комочек грязи, которая летает в пространствие вокруг второстепенной звезды, которая мало-помалу выстывает»); рассматривает в плане антропологическому, развивая мысль о том, что люди — «игрушки в руках природы»; связывает трагизм бытия с социальными условиями жизни людей.
Мировоззренческие и эстетичные принципы Моэма, что окончательно сложились на начало Первой мировой войны, не испытали каких-нибудь по сути изменений в следующие года, когда он, успешный писатель и один из богатейших людей, жил на своей роскошной вилле на юге Франции, имея полную возможность жить так, как он хотел. Он был стоек в своих взглядах на жизнь, людей и искусство. Тем более значимым есть его запись 1949 г. в «Записи писателя»: «Искусство, если оно не оказывает содействие правильному действию, всего, лишь опиум для интеллигенции… Я думаю, что в героическом мужестве, с которым человек встречает безумие мира, есть красота значительно больше, чем красота искусства».
Глубина драматических конфликтов определяет структуру романов Моэма, что представляют значительную часть его литературного наследства. Жизнь героев составляется нелегко, она преисполнена страданиями, потерей иллюзий. Они одинокие, их не понимают близкие, они болезненно ищут свой путь и свое место в жизни. Безрадостная жизнь с тупым и нечутким мужем мисис Креддок. Глубоко страдает герой «Бремени человеческих страстей» Филип Кери.
Страница: [ 1 ] 2 3