"Герои и жанры романов Моэма"
Страница: 1 2 [ 3 ]
художника. Тема судьбы ученого звучит в романе «Цветистое покрывало». О судьбе актрисы рассказано в романе «Театр». Герои этих произведений — люди, отданные своему призванию, которые противостоят обывательской стихии ради служения живописи, науке, сцене. Найдя себя, человек вплетает нить в свою судьбу.
С особой силой талант Моэма оказался в жанре рассказа. Особенность рассказов Моэма состоит в объединении остросюжетности с психологизмом. «Изучение характера — моя специальность», — говорил Моэм. Вместе с тем он отмечал свою склонность к драматизации действия и остроты развития конфликта. В рассказе «Что-то человеческое» Моэм писал: «Я люблю рассказ, в котором есть начало, середина и конец. Мне обязательно необходимые «соль», какой-либо смысл. Расположение духа — это чудесно, но одно лишь расположение духа — это рамка без картины». Моэм следовал принципу быть интересным без фантастического стиля, создавать захватывающие истории, сохраняя верность жизни. И еще одна особенность: присутствие в рассказе самого автора, от лица которого чаще всего и ведется сказ. Иногда это сам Моэм — проникновенный, лишенный поучительности и морализма, который отстраненный от событий; иногда это кто-то другой — «рассказчик», чей образ, не сливаясь с образом автора, остается в кое-чем ему близким. Иногда рассказчик выступает под именем Ешендена, чей образ и подобие напоминают Моэма. Но кто бы ни рассказывал историю, он всегда держит читателя и слушателя в напряжении, а смысл взыскивает впечатление своей неожиданностью.
Жизненные ситуации, которые передает Моэм, могут казаться неожиданными, поведение человека — непредусмотренного, его поступки — лишенные логики, но за всем этим — что-то целиком постижимое, «что-то человеческое», как определяет это сам писатель. Немало рассказов Моэма стали классикой новеллистического жанра («Дождь», «За час к файф-о-клоку», «Санаторий» и др.).
В критически-биографической литературе интерпретация творчества и личности Моэма противоречивая, неоднозначная. Один из первых биографов писателя (Т. Морган, 1980) акцентирует внимание на негативных сторонах натуры и характера Моэма. Он пишет о нем как о цинике, женоненавистнике, человеке, который болезненно реагирует на любую критику и легко идет на компромиссы. Г. Колдер (1989) создает другой образ: не мизантроп и не циник, не жестокий и не озлобленный мужчина, а остроумный и иронический, чуткий и терпеливый, неизменно трудолюбивый и твердый, что самостоятельно и решительно прокладывает себе путь в литературе. Нет единства и в оценках художественной ценности произведений писателя: для одних Моэм – автор произведений, рассчитанных на непритязательного читателя, на вкусы которого он и ориентируется, для других – творец романов и рассказов, которые справедливо заняли заметное место в литературе нового времени. Но читатель уже сделал свой выбор самостоятельно, давно проявив заинтересованность произведениями М.
Страница: 1 2 [ 3 ]