Толстой "Война и мир" - сочинение "Мифологическая и библейская символика в "Войне и мире" Л. Толстого"
Страница: [ 1 ] 2“Война и мир” — это уникальное произведение, являющееся одним из лучших творений мировой литературы. Роман известен, без преувеличения можно сказать, людям во всем мире. Хотя “Войну и мир” называют романом, этот термин не совсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромное количество жанров, начиная с собственно романа и заканчивая Евангелием. Толстой также выдвигает в “Войне и мире” собственный взгляд на религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это через фильтр своей философии. Но в произведении не много прямых намеков — Толстой передает личные идеи через излюбленный прием всех русских писателей — символ. Достаточно вспомнить Гоголя с его поэмой “Мертвые души” или Тургенева, скрывшего в образе Базарова образ Эдипа.
Поскольку религия Толстого была разносторонней, то и символы религии встречаются очень разные. Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности или восточной мифологии. Но основными символами являются, пожалуй, христианские.
Главным героем, несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей. Его имя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, по легенде, освятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской культуре, нежели к западной. Ему можно противопоставить Пьера Безухова, который увлечен масонством и долго жил во Франции. Апостол Петр освятил Европу; таким образом, имя Пьера (Петр на французский манер) явно указывает на его связь с апостолом Петром.
Андрей живет в Лысых Горах, а Христос был распят на Голгофе — Лысой горе. Следовательно, образ князя Андрея пересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить еще несколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом. Так, например, во время сцены в лазарете после Бородинского сражения на операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Эти столы похожи на три креста, на которых распяли Христа и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Возможно, это Анатоль — великий грешник, которого простил Андрей-Христос, и грешник воскрес.
Так же на связь между князем Андреем и Христом указывает и то, что они “переродились” в 33 года и оба были посланы отцами на смерть (ведь это Николай Андреевич Болконский хотел, чтобы сын служил в армии).
Но немало христианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например, предводителем святого воинства является Архангел Михаил, а московское ополчение собиралось словно на святую битву с антихристом — Наполеоном. Следовательно, Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Михаила. Если пойти дальше, то можно заметить, что Кутузов предпочитает отступление наступлению, видя в этом погибель французского войска, то есть действует по принципу святого воинства: не противиться злу — оно само уничтожит себя. Тот же мотив звучит и тогда, когда князь Андрей со своим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск.
Страница: [ 1 ] 2