Толстой "Война и мир" - сочинение "Мифологическая и библейская символика в "Войне и мире" Л. Толстого"
Страница: 1 [ 2 ]вражеских войск. Да и все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона.
А вспомним сцену, когда няня во время родов маленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Андрея. Венчальные свечи —это свечи общей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но в тот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, как следствие, Лиза умирает.
Другой мотив — мотив ангела: и Наташа, и князь Андрей хотят летать.
Впрочем, религия Толстого не складывается только из христианства, у него есть мотивы и других религий. Так, можно заметить мотивы античных мифов. Вот, например, тема мойр — трех парок, которые пряли нить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Опять же вспомним: Лиза вяжет в салоне Анны Павловны; князь Андрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрей умирает. Встречаются и мотивы славянской мифологии. Так, например, Наташа и Соня гадают на суженого, а перед этим они переодеваются в гусара и черкеса — святочные мотивы. Князь Андрей, ищущий успокоения и сна, собирает полынь — символ забвения. Он также разговаривает с дубом — славянским деревом мудрости у предков.
Есть также и мотивы восточных религий. Князь Андрей — это “Пробужденный” (ср.: Будда пробудился под деревом, а князь Андрей — под дубом). По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Это перекликается с даосским представлением о душе.
Таким образом, можно сказать, что “Война и мир” — это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать все ее смыслы.
Страница: 1 [ 2 ]