Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова "Тупейный художник""

Лесков "Тупейный художник" - сочинение "Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова "Тупейный художник""

Страница: 1  2  [ 3 ]  4  

тного права и обличала его, она была злободневным политическим документом.

Перед Лесковым, когда он писал "Тупейного художника", стояла другая задача. Уже двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но тем не менее эпоха крепостного права все еще довлела над Россией, остатки крепостничества еще сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное — они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и бывших владельцев крепостных душ.

"Тупейный художник" написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.

В "Тупейном художнике" Лесков следует художественным законам народного рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так создается фольклорный художественный образ, который, не являясь точным изображением одного какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху. Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого, не просто судьбу определенных людей — он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса.

Прежде всего Лесков отказывается от точной датировки.

— Графов Каменских известно три, и всех их орловские старожилы называли "неслыханными тиранами". И в другом месте рассказа замечает: "В каких именно было годах — точно не знаю, но случилось, что через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай Павлович)".

Для главного замысла рассказа неважно, при каком Каменском служил Аркадий, в какое царствование это было — крепостное право и крепостники, подобные графам Каменским, были во все эти царствования, и Аркадия при любом из них ожидала та же самая судьба. Так писатель подчеркивает типичность описываемого для целой эпохи.

Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников — графа Каменского и его брата. Первый "был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же "был еще собой хуже".

Совсем иными предстают Аркадий и Любовь Онисимовна. Братья Каменские почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до конца повествования. Аркадий и Люба, напротив, полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении рассказа.

Аркадий и Люба предстают в рассказе в решительнейший момент своей жизни. Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, перетерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут вокруг многие тысячи крепостных, или же восстать против обычаев и законов, попирающих человеческое достоинство, хотя это и грозит им почти неминуемыми "мучительствами" и гибелью.


Страница: 1  2  [ 3 ]  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz