Гете "Фауст" - сочинение "Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4итию критического
духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось под сомнение, а насмешка разила сильнее
гневных обличений. Для некоторых отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в
Мефистофеле. Его реплики вызывают улыбку даже над тем, над чем смеяться, в принципе, и не надо:
Как речь спокойно и легка!
Мы ладим, отношения с ним не портя.
Прекрасная черта у старика
Так человечно думать и о черте.
Но как уже было замечено, Гете не рисует Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он умен и
проницателен, он критикует очень обоснованно и критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость:
Приятно то, что отдаляет цель:
Улыбки, вздохи, встречи у фонтана,
Печаль томления словом, канитель,
Которую всегда полны романы.
Мефистофель — мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя отрицать справедливости многих
его язвительных замечаний:
О, вера — важная статья
Для девушек властолюбивых:
Из женихов благочестивых
Выходит смирные мужья…
Мефистофель к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно он говорит, что жизнь
человеческая — маята, сам человек считает себя «божком вселенной». Именно эти слова черта мне кажутся
показателями того, что Гете уже отказывается от рационалистических концепций. Мефистофель говорит, что
Господь наделил человека искрой разума, но пользы от этого нет, ибо он — человек, а ведет себя хуже скотов. Речь
Мефистофеля содержит резкое отрицание гуманистической философии — философии эпохи Возрождения. Люди
сами настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости творить зло на земле. Люди отлично обходятся в этом и
без него:
Да, господи, там бессовестный мрак
И человеку бедному так худо.
Что даже я щажу его покуда.
Тем не менее, Мефистофель обманывает Фауста. Ведь на самом деле Фауст не говорит: «Мгновение,
повремени!». Фауст, уносясь в своих мечтах в далекое будущее, употребляет условное наклонение:
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!»
Фауст в глазах Мефистофеля безумный мечтатель, желающий невозможного. Но Фаусту дана божественная
искра поиска. На протяжении всей поэмы он ищет себя. И если вначале он отчаивается, что не может стать
богоподобным, то в самом конце произведения он говорит:
О, если бы с природой наравне,
Быть человеком, человеком мне…
На мой взгляд, каждому из нас дана эта искра поиска, искра пути. И каждый из нас умирает, духовно умирает, в
тот миг, когда ему уже становится ничего не надо, когда время как поток перестает иметь значение. Спор Бога с
Мефистофелем — это решение каждого из нас куда идти. И правы, как ни странно, они оба. И Бог это прекрасно
осознает. Поиск искупляет ошибки, и именно поэтому и Фауст, и Маргарита оказываются в раю.
А закончить я хотела бы словами А. Аникста: «Фауст» Гете принадлежит к числу тех явлений искусства, в
которых с огромной художественной силой воплощен ряд коренных противоречий жизни.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4