Гете "Фауст" - сочинение "Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4годное занятие»
и занимался изучением медицины, а также попутно «толкованием халдейских… и греческих знаков и письмен».
Вскоре он стал доктором и при том очень неплохим. Но его интерес к магии привел к тому, что он вызвал духа и
заключил с ним договор. Это была чисто религиозная оценка ситуации; здесь окончательно и бесповоротно
осуждались Фауст и Мефистофель, а все внемлющие предостерегались и поучались — наставлялись в
богобоязненной жизни. Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной конфликт можно
было бы сформулировать так: «конфликт между добром и злом», без дальнейших разбирательств, что есть добро, а
что зло… Мефистофель здесь представляет сторону зла, предлагает знание и вместе с ним могущество, а от Фауста
требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнюдь не особенным.
Гете перевел эту легенду на современную ему почву. В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные
элементы — начало драмы, лирики и эпоса. Именно поэтому многие исследователи называют это произведение
драматической поэмой. «Фауст» включает с себя элементы различные и по своей художественной природе. В нем
есть сцены реально-бытовые, например, описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические
свидания Фауста и Маргариты; трагические — Гретхен в темнице или момент, когда Фауст едва не прекратил жизнь
самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете, в конечном счете, всегда связана с реальностью, а реальные
образы зачастую носят символический характер.
Идея трагедии о Фаусте возникла у Гете достаточно рано. Изначально у него получилось две трагедии —
«трагедия познания» и «трагедия любви». При этом обе они остались неразрешимыми. Общий тон этого «пра-
Фауста» мрачный, что вообще-то и неудивительно, т. к. Гете удалось полностью сохранить колорит средневековой
легенды, по крайней мере, в первой части. В «пра-Фаусте» сцены, написанные в стихах, перемежаются с
прозаическими. Здесь в личности Фауста сочетались титанизм, дух протеста, порыв к бесконечному.
13 апреля 1806 г. Гете записал в своем дневнике: «Закончил первую часть «Фауста». Именно в первой части
Гете обрисовывает характеры двух своих главных героев — Фауста и Мефистофеля; во второй части Гете больше
внимания уделяет внимания окружающему миру и общественному устройству, а также соотношению идеала и
реальности.
С Мефистофелем мы знакомились уже в «Прологе на небе». И здесь уже видно, что Мефистофель — черт не
будет полностью отрицательным персонажем, т. к. он симпатичен даже Богу:
Из духов отрицания ты всех менее
Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
И именно Господь дает поручение Мефистофелю:
Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевели его застой…
Гете отражает в Мефистофеле особый тип человека своего времени. Мефистофель становится воплощенным
отрицанием. А 18 век особенно изобиловал скептиками. Расцвет рационализма содействовал развитию критического
духа.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4