Верн "Таинственный остров" - сочинение "Фантазии в романах Верна"
Страница: 1 [ 2 ]всегда торчать на поверхности.
Потом пробовали ставить на подводной лодке воздушный двигатель. Поршни машины приводились в движение сжатым воздухом (французский подводный корабль Буржуа и Брюна «Плонжер»— 1863 г.; подводная; лодка русского изобретателя Александровского—1867 г.}. Однако запаса сжатого воздуха хватало только на час — полтора.
От воздушного двигателя также пришлось отказаться.
Таково было состояние подводной навигации в то время, когда Жюль Верн задумал написать «Двадцать тысяч льё под водой».
Писателю были хорошо известны конструкции и история подводных лодок Башнелла, Фултона, Аунлея, Бауэра и других изобретателей, а корабль чсПлонжер» — настоящий гигант того времени, водоизмещением в 450 тонн — он видел собственными глазами.
Первая подводная лодка, приводимая в действие электричеством, появилась только через двадцать лет после того, как Жюль Верн написал свои роман.
«Наутилус», созданный воображением романиста, как бы претворяет в жизнь идею подводной навигации и претворяет ее наилучшим образом. Показывая достижения науки и техники в их будущем развитии, Жюль Верн ставит на подводный корабль электрический двигатель. Об этом тогда могли только мечтать, но этого не могли осуществить изобретатели подводных лодок: не было достаточно мощного электрического двигателя.
Разумеется, при всем своем богатом воображении Жюль Верн не мог предвидеть, как именно будет осуществлена эта идея.
«Есть могущественная, послушная, быстрая, легкоподвижная сила, — заявляет капитан Немо,—которая годится всюду и которой принадлежит первое место на моем корабле. Она душа моих механических двигателей. Эта сила — электричество».
Капитан Немо получает электрический ток от гальванических элементов. Элементы питаются хлористым натрием. Хлористый натрий добывается из морской воды.
Но в действительности таким способом нельзя получить ток нужной силы. Недостаточно эффективен и другой способ получения электричества, о котором говорит капитан Немо: «Я мог бы, например, в цепи проводников, погруженных на разную глубину, получать ток от разности температур слоев воды, окружающих эти проводники». Впоследствии эта фраза из фантастического романа навела французских ученых Клода и Бушеро на мысль об использовании теплоты морей в качестве энергетического источника. В лабораторных условиях «термопары» давно уже нашли практическое применение.
Страница: 1 [ 2 ]