"Художественная литература Вьетнама"
Страница: [ 1 ] 2 3
Вьетнам — страна древней цивилизации. Трудолюбивый и талантливый вьетнамский народ тысячелетия жил в бедности и угнетении. Главными его врагами издавна были китайские императоры. В течение многих веков Китай нападал на Вьетнам, завоевывая его территории, сажал наместников китайских императоров — мандаринов. Народ сложил много сказок о жестоких притеснениях, которые он испытывал при завоевателях, о борьбе против китайских императоров.
В сказках «Отчизна», «Сын земли», «Незримый предатель» (сб. В. Жукровского «Сказки Вьетнама») мы встречаемся с народными героями, с отвагой крестьян, не желающих мириться с порабощением. И всегда в сказках торжествует победа простого люда.
В сборнике «Сказки народов Азии» представлены все типы сказок — волшебные, бытовые, сказки о животных. Все они чрезвычайно явственно выражают моральный кодекс народа. Сказки повествуют об истинной дружбе и зазнайстве, о глупости подлинной и кажущейся, о храбрости и находчивости, о жадности и доброте, причем в каждой из них мы находим некие незыблемые нравственные законы (или запреты), нарушение которых ведет к гибели: либо нравственной, либо физической. Один из таких законов — почитание родителей или старших братьев, с одной стороны, и обязанность старших заботиться о младших или слабых — с другой. Такое диалектическое мировоззрение народа мы встречаем во многих «поучительных» сказках, где каждый поступок человека влечет за собой определенное следствие и кажущаяся мимолетная, сиюминутная выгода, определяемая эгоистичными желаниями, впоследствии оборачивается против того, кто думает только о себе («Гора смешливая, справедливая»). Всякий эгоизм, алчность, бездушие подвергаются в сказке осуждению, а персонажи, нарушившие нравственный кодекс,— наказанию («Портной и подмастерье»).
В сказках народная мудрость передается не только в самом повествовании, но и выводится мораль в концовках: «Тигр более учтив, чем богач: он по крайней мере не требует от своих жертв поклонов и благодарностей…» («Наказанный ростовщик») — или: «Не суди ни о ком по внешним признакам… Сначала узнай характер друга, его способности, испытай его сердце, и тогда ты твердо будешь знать, кто он в действительности» («Небесная лягушка»).
В сказках поэтически обрисована природа, с любовью описываются родные джунгли, с их тайнами и чудесами, с яркими бабочками и цветами, прекрасными деревьями и лесными ручьями. Любовь к родному краю сочетается с требованием действенной любви к народу. В сказке «Пещера» рассказывается о юноше, который попал в волшебное царство под землей, где он мог наслаждаться бездельем и достатком. Юноша считал,, что народ не в силах победить угнетателей. Когда он проснулся от столетнего сна и вышел на землю, то земля преобразилась, а он оказался никому не нужен. Сказка заканчивается тем, что герой, потративший годы своей молодости на наслаждение, осуждается: «Гели ты не строишь вместе с нами, не служишь родине, не борешься за счастье во всем мире,— ты тоже будешь одинок. И пройдешь по жизни, как тень, не оставив следа».
Страница: [ 1 ] 2 3