"Тема подвига советского народа в ВОВ в литературе"
Страница: [ 1 ] 2 3
Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили.
А. Чаковский
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед
павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами,
бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является
тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им
необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную
убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и
мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их
собственной жизни.
Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых дается
осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны,
мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.); психологическая проза,
раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и
др.); художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьев, С. Смирнов и др.); драматургия (пьесы К.
Симонова, Б. Корнейчука); поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко).
Независимо от жанра все произведения объединены одним — “памятью сердца”, страстным желанием поведать
правду о пройденных дорогах войны.
Автобиографическая повесть “Это мы, господи!” была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье,
зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в
фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом
торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли
на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая — Мстить! Мстить!
Мстить!” Откроем лирическую повесть В. Астафьева “Пастух и пастушка (современная пастораль)”. Ее герой,
двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как “трещали кости пехотинцев, утюженные
гусеницами танков”, одним словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви.
Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и... не смогло находиться среди крови, насилия,
смерти.
Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличает
нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов
является ситуация нравственного выбора.
Страница: [ 1 ] 2 3