"Тема подвига советского народа в ВОВ в литературе"
Страница: 1 [ 2 ] 3
нного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ
человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
Повесть “Сотников”. Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными,
окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое — Сотников и Рыбак. Они
попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа
жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства
— вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак — смелый боец, когда за его спиной стоят свои,
оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом — на предательство и убийство товарища.
Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства,
когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.
Сотников — скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности,
простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того,
что они оказались в руках врага, явилась его болезнь — он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и
Рыбака.
Измученный пытками, шантажируемый фашистами (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”), он
остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той
борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед
казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.
Тема повести В. Козько “Скудный день” — оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место
действия — небольшой белорусский городок; время действия — 10 лет спустя после войны. Основное, что
характеризует произведение, — это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжетного
развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос
определяет весь стиль повести.
Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит), как маленьким ребенком попал в концлагерь,
где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те
нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.
И вот через 10, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик
вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает — и убивает Кольку Летичку. Но смерть его
предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить
того, что у него было отнято в детстве.
Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, — это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей:
“Мама, спаси меня!” — закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и
тысячи его сверстников.
Страница: 1 [ 2 ] 3