"Древняя литература Китая"
Страница: [ 1 ] 2 3
Столь же важную роль играла древняя литература Китая в III—IV, VII веках. Она оказала влияние на корейскую и японскую культуру. Поэтому за индийскими памятниками древней литературы и сказками следует раздел о китайских сказках. Затем рассматриваются сказки «Тысяча и одна ночь», так как культура арабского Востока достигла своего расцвета в средние века и оказала сильнейшее воздействие на Ближний и Средний Восток, на Испанию (например, так называемый мавританский стиль в архитектуре Испании X—XII вв.). Причем сфера влияния культуры арабов была очень широка и в литературе Востока, и в математике, и в медицине. Время ее расцвета X—XVI века.
После этого мы обращаемся к литературе Японии, которая сложилась как государство позже, к XI—XII векам, а литература ее начала формироваться в VII—VIII веках. На первых порах японская литература, философия и, вообще, культура испытывали сильное влияние китайской, до изобретения собственной письменности литературным языком был китайский. Затем дается обзор африканского народного творчества во всем его своеобразии. Такая же последовательность сохраняется и в разделе, посвященном современной литературе. Исключение составляет детская литература Китая, так как, начав развиваться после образования КНР, она была фактически уничтожена так называемой «культурной революцией» и не успела создать значительных произведений, за исключением, пожалуй, рассказов Л у Синя, которые не всегда предназначались для детей, но некоторые из них вошли в детское чтение, например «Подлинная история А-Кьго», «Моление о счастье» и другие.
Разумеется, в этом разделе автор не стремился назвать и рассмотреть все произведения даже тех стран, в которых существует разнообразная литература для детей. Были отобраны наиболее значительные произведения, сыгравшие роль в литературном процессе страны, созданные крупными писателями, поднимающими особенно важные проблемы для жизни той или другой страны этих двух континентов.
У самых различных народностей, на какой бы стадии общественного развития они ни находились, сказка всегда была источником эстетического наслаждения, нравственного поучения и воплощения социальных идеалов. Сказка осуществляла и задачи народной педагогики, внушая детям необходимые нормы отношения к жизни в забавной, а иногда и в поучительной форме. Столь же важную функцию выполняли эпические произведения. Так, в Индии из поколения в поколение, вот уже два тысячелетия, передаются эпические повествования «Рамаяна», «Махабхарата», поучительные притчи «Хитопадеша». Названные памятники живы и сегодня. Как и много веков тому назад, современный индийский ребенок знает наизусть содержание этих произведений. В автобиографических повестях индийских писателей, в рассказах о жизни современных детей мы почти всегда встретим упоминание о «Рамаяне».
В сказках и преданиях разных народов Азии и Африки явственно проступает нравственный кодекс, который характерен для тружеников, всех стран и континентов, но в то же время именно в народном творчестве ярко выражено и национальное своеобразие — в местном колорите, в языке, в способе рассказывания, в обычаях народа.
Страница: [ 1 ] 2 3