Свободная тема "Слово о полку Игореве" - сочинение "Стихи и проза, слитые воедино"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4удрого, вступивший в единоборство с врагами Русской земли, назван храбрым. Храбрыми названы Игорь, Борис Вячеславич, дружина, ольговичи, все русские сыны — «русичи», и даже мысль Романа Мстиславича «храбрая». В этом сказалось особое пристрастие автора к воинским доблестям.
Связь автора «Слова» с народной поэзией не случайна. Его произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного труда русского населения. Вот почему и его художественная система тесно связана с русским народным творчеством. Любовь к Родине определила выбор художественных средств в «Слове», усилила наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление. Тем не менее «Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» — не запись устной речи или исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его автором, хотя автор и «слышал» все то, что он написал, проверял на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию. Об этом говорит исключительно сильная ритмичность «Слова» (исследователи не исключают возможности, что автор предназначал свое произведение для пения). Не раз делались попытки разложить текст «Слова» на стихи, найти в произведении тот или иной стихотворный размер, но эти попытки оказались несостоятельными. «Слово» написано не по законам современного нам стихосложения. Его ритмическая система своеобразна и принадлежит своему времени — XII веку. Ритм «Слова» в основном связан с построением фраз, со смыслом, содержанием текста. Так ритм, передающий волнение Игоря перед бегством, тревожный, а в описании черниговских кметей чувствуется бодрый и энергичный ритм мчащегося войска. И совершенно иной ритм — ритм большого, свободного дыхания народного плача - чувствуется в обращении Ярославны к солнцу, ветру, Днепру- Ритмичность «Слова» тесно связана со всей его композицией. Ритмично все построение «Слова» в целом: равномерны переходы от одной темы к другой, ритмичны равномерно распределяющиеся лирические отступления, подчеркивают ритмичность и одинаковые начала фраз:
Что мне шумит, что мне звенит...
Билися день, билися другой.
Ритм речи создают и излюбленные в «Слове» сочетания: «чти и живота», «свычая и обычая», «туга и тоска». Каждый раздел имеет свой законченный ритмический рисунок:
Уже пал позор на славу;
уже ударило насилие на свободу;
уже бросился див на землю.
И вот готские красные девы
запели на берегу синего моря:
звеня русским золотом...
Гибкий ритм подчинен содержанию произведения, и в этом точном соответствии — одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.
«Слово о полку Игореве» действительно является высокохудожественным произведением древнерусской литературы, настоящей жемчужиной нашей культуры. Его открытие и публикация сыграли важную роль в развитии русского литературоведения.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4