Свободная тема "Слово о полку Игореве" - сочинение "Стихи и проза, слитые воедино"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4«Слова» коренятся в Фольклоре, в языческих верованиях в силы природы и языческих богов Хорса, Стрибога, Белеса, Даждьбога. Но для автора природа и МИР языческих богов — источник поэтических представлений, и он очень точно и метко подбирает слова и выражения для передачи этих представлений. Так, например, соловьиное пение не прекратилось — оно «уснуло»; синие молнии не просто блестят — они «трепещут», а трава не просто полегла — она «никнет» («ничит»). Солнце, предвещая неудачный поход, «меркнет», багряные снопы лучей и вечерней зори «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикрывает свет тьмою». Персты не просто кладут на струны — их «воскладают», и струны «рокочут» славу доблестным воинам. Слава «звенит». Тоска «разливается», печаль «течет» посреди Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Голоса девиц на Дунае не просто доносятся до Киева, они «вьются». Телеги не скрипят, а «крычат», как лебеди. Ветер не просто помогает плыть кораблям — он их «лелеет на синем море», и Ярославна просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней милого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Русской земли. Это выражение очень понятно и уместно для любящей Ярославны, оно как бы исходит из ее тоскующего сердца.
Образ Ярославны воплощен в ее лирической песне-плаче, которая по праву считается наиболее поэтическим местом в «Слове о полку Игореве». Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа, но и поражение его войска. Она обращается к могущественным силам природы, чтобы они помогли Игорю и его воинам. Поэтические образы верной жены Игоря Ярославны, которая «кукушкой кличет» на валу в Путивле, доброй и нежной жены Всеволода красавицы Глебовны — яркие женские образы, которые выделяются не только на фоне древнерусской, но и мировой средневековой литературы.
Поэтические характеристики и других действующих лиц произведения отличаются необыкновенной выразительностью. В них отмечено самое существенное, и это существенное воплощено разными художественными средствами. Например, образ «соловья старого времени» Бояна раскрыт посредством описания художественной манеры. Эпитет «живые струны» подчеркивает искусство игры мастера, при котором инструмент как бы оживает в его руках.
Автор «Слова» очень скуп на эпитеты, но зато те, которые он употребляет, отличаются поразительной меткостью. Ярослав Мудрый назван «старым», и этим подчеркнут не только его возраст, не только то, что он жил в прежние времена, но и его опыт, и его ум. Князь Изяслав Василькович, в одиночестве умирая на поле битвы от ран, «изронил» свою «жемчужную» душу через «золотое ожерелье», то есть через расшитый золотом ворот своей княжеской одежды. Эпитет «жемчужная» входит как часть в целое в этот сложный образ. Эпитет «теплые туманы» («мглы») употреблен в рассказе о бегстве князя Игоря как существенная деталь, ведь туманные ночи теплее ясных, и Донец во время ночлегов Игоря как бы укрывает его теплыми туманами. Особенно любит автор «Слова» эпитет «храбрый». Мстислав — брат Ярослава Мудрого, вступивший в единоборство с врагами Русской земли, назван храбрым.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4