Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”"

Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”"

Страница: [ 1 ]  2  3  

Пьеса А. С.
Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой
победу в творчестве писателя реализма,
точнее говоря, критического реализма. В
пьесе ставятся самые жгучие вопросы
тогдашней поры: положение русского народа,
крепостное право, взаимоотношения между
помещиками и крестьянами, самодержавная
власть, безумное расточительство дворян,
состояние просвещения, принципы воспитания
и образования, независимость и свобода
личности, национальная самобытность и тому
подобное. Но сила таланта А. С. Грибоедова
сказалась и в том, что почти любой персонаж
его гениальной пьесы — тип широкого
масштаба и одновременно портрет. Иными
словами, каждый герой пьесы, являя собой
типичный образ, является в то же время
неповторимой личностью. Предшествующая
Грибоедову драматургия уже создавала
индивидуальные образы, но их
индивидуальность раскрывалась
преимущественно односторонне, однолинейно,
схематично, в них чаще всего выражалась
какая-либо одна ведущая черта характера.
Развивая лучшие достижения своих
предшественников, А. С. Грибоедов стремился
изобразить своих героев столь же сложными,
как сложны реальные люди. Драматург ломает
законы комедий классицизма и вводит в пьесу
действующих лиц, которые важны не для
развития любовной интриги, а для
изображения избранной драматургом
социальной среды, ее нравов (образы Репетилова,
Загорецкого, Тугоуховских). П. А. Катенин
упрекал А. С. Грибоедова в том, что в его
пьесе “сцены связаны произвольно”, но тот
справедливо отвечал ему: “Так же как в
натуре всяких событий, мелких и важных”.

Одним из
наиболее сложных и противоречивых
характеров в пьесе “Горе от ума” является
Софья. На наш взгляд, Наиболее тонко понял
этот образ И. А. Гончаров. В статье “Мильон
терзаний” он прежде всего обращает
внимание на сложность ее характера. Он
говорит о смеси в Софье “хороших
инстинктов с ложью”, “живого ума с
отсутствием всякого намека на убеждения”.
“В собственной, личной ее физиономии, —
писал Гончаров, — прячется в тени что-то
свое, горячее, нежное, даже мечтательное”.
Гончаров увидел в ней “задатки недюжинной
натуры”. Его вывод достаточно красноречив:
“Недаром ее любил и Чацкий”. Чацкий в пьесе
адресует свои речи прежде всего Софье.
Именно Софью он считает своей
единомышленницей. Он привык верить тому,
что она разделяет его взгляды. Этой веры, по
крайней мере в первом действии, не
поколебали в нем “ни даль”, “ни
развлечения, ни перемена мест”.

Любовь
Чацкого к Софье помогает нам понять одну
истину: характер героини в чем-то
немаловажном под стать герою. В свои
семнадцать лет она не только “расцвела
прелестно”, как говорит о ней с любовью
восхищенный Чацкий, но и проявляет завидную
независимость мнений, немыслимую для таких
людей, как Молча л ин или даже ее отец.
Достаточно сопоставить фамусовское
“что
станет говорить княгиня Марья Алексевна!”,
молчалинское “ведь надобно ж зависеть от
других” и реплику Софьи — “Что мне молва?
Кто хочет, так и судит”.

Хотя во
всемэтом, возможно, немалую роль играет
просто та непосредственность,
неиспорченность ее натуры, которая
позволила И.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz