Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”"

Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”"

Страница: 1  [ 2 ]  3  

этом, возможно, немалую роль играет
просто та непосредственность,
неиспорченность ее натуры, которая
позволила И. А. Гончарову сближать
грибоедовскую героиню с пушкинской
Татьяной Лариной: “...Она в любви своей
точно так же готова выдать себя, как Татьяна:
обе, как в лунатизме, бродят в
увлечении с детской простотой”.

Для отца
Софьи в книгах — все зло. А Софья
воспитывалась на них. Скорее всего, именно
на тех, которые были доступны и “уездной
барышне”, пушкинской Татьяне — Ричардсон,
Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего,
Софья и сконструировала тот идеальный
образ, который ей видится в Молчалине.

Героиня
грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь
жесткий урок. Она изображена в начале тех
испытаний, которые выпадают ей на долю.
Поэтому Софья — характер, который может
быть еще развит и раскрыт “д0
конца”
только в будущем.

Уже первые
явления пьесы рисуют натуру живую,
увлекающуюся, своевольную, обещающую своим
поведением бур, иное развитие событий.
Вспомним гончаровские слова о том, что в ее
“физиономии прячется в тени что-то свое,
горячее, нежное, даже мечтательное”.
Грибоедову было необходимо
наметить эти качества героини уже в первых
явлениях пьесы, до того как в действие
включится главный герой. Это было важно
именно потому, что в контактах с ним Софья
все же замыкается в себе, ускользает, и для
зрителей может остаться не до конца ясной
внутренняя мотивировка ее поступков.

Чрезвычайно
важен для понимания образа героини пьесы ее
сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как
бы формулу ее души и своеобразную программу
действия. Здесь впервые самой Софьей
названы те черты ее личности, которые так
высоко оценивал И. А. Гончаров. Сон Софьи так
важен для постижения ее характера, как
важен сон Татьяны Лариной для постижения
характера пушкинской героини, хотя Татьяне
ее сон снится на самом деле, а Софья свой сон
сочиняет. Но сочиняет-то она его так, что в
нем очень рельефно проглядывают и ее
характер, и ее “тайные” намерения.

“Исторически
бесспорно, — справедливо констатировал Н. К.
Пиксанов, — что драма, переживаемая Софьей
Фамусовой в финале четвертого акта,
является в русской литературе... первым и
блестящим опытом художественного
изображения душевной жизни женщины. Драма
Татьяны Лариной создана позже”.

Сопоставляя
Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что “громадная
разница не между ею и Татьяной, а между
Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно,
не рекомендует ее...”. В Молчалине она
роковым образом ошибается. Вот что наносит
ей жестокий удар. Так же как и главному
герою, ей тоже выпадает на долю свое
сердечное горе, свой “ мильон терзаний ”.

Постепенно
втягиваясь в своеобразную борьбу с Чацким,
она в какой-то момент утрачивает
возможность ощущать грань, которая
отделяет действия колкие, раздраженные от
поступка явно бесчестного. Но может быть,
именно поэтому ее можно считать одним из
самых живых персонажей комедии. Софья — это
не только
определенный социальный тип.


Страница: 1  [ 2 ]  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz