Гоголь "Мертвые души" - сочинение "Быт и нравы Плюшкина"
Страница: [ 1 ] 2 3В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь обличает крепостничество, уродливое, без-образное социальное явление. Писатель создает широкую картину жизни дворянства, по-казывает разнообразные типы человеческих характеров. Помещики-крепостники изобра-жаются в поэме по одинаковой композиционной модели: описание имения, портрет, ав-торская характеристика, интерьер дома, пейзаж, сцена угощения и диалог с Чичиковым по поводу «мертвых душ». Все эти компоненты способствуют полной обрисовке того или иного характера.
Плюшкин в произведении завершает своеобразную портретную галерею помещиков. В его образе показана одна из разновидностей духовной смерти. Описание условий жизни этого героя свидетельствует о главных качествах характера. Степан Плюшкин вла-деет тысячей с лишним душ, но в его хозяйстве наблюдается полный застой и крайняя сте-пень ветхости: «бревно на избах было темно»; крыши «сквозили, как решето»; ограда «изломанная»; замок глядел «дряхлым инвалидом»; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах».
Имение Плюшкина напоминало «вымершее место». Трагизм всеобщего запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится «позади дома», символизируя прошлое героя, в котором у него была «живая» жизнь – приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме. После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, скупее. Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь, ста-рик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и какого-либо употребления. Плюшкин в бес-смысленном накопительстве опустился до крайней степени.
Своей внешностью герой похож в равной мере на старуху-ключницу и на нищего: «… если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». У Плюшкина не было зубов, а «маленькие глаз-ки… бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». Это сравнение указывает на ме-лочность, подозрительность, жадность героя. Как мышь тащит в нору все, что найдет, так и Плюшкин ходил по улицам своей деревни и подбирал всякий мусор: старую подошву, черепок, гвоздь, тряпку. Все это он тащил в дом и складывал в кучу.
Комната помещика поражала своей убогостью, беспорядком. Повсюду были нава-лены грязные или пожелтевшие от времени вещи и вещички. Автор в названии этих пред-метов использует суффиксы с уменьшительным значением, чтобы подчеркнуть, каким скрягой стал герой. Плюшкин складывал бумажки, кусочки, сургучики и т.д. Символич-ной является деталь в интерьере: «часы с остановившимся маятником». Так и жизнь Плюшкина застыла, остановилась, лишилась связей с окружающим миром.
В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта ге-роя – скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы.
В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться.
Страница: [ 1 ] 2 3