Гоголь "Мертвые души" - сочинение "Быт и нравы Плюшкина"
Страница: 1 [ 2 ] 3о мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использу-ет интересную метафору: « радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…» Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств. Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет. Он может только на миг испытать что-то, в данном случае - радость от выгодной сделки.
Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в со-стоянии.
Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным пове-дением. Возникает следующая комическая ситуация: Плюшкин начинает возмущаться алчностью чиновников, берущих взятки: «Приказные такие бессовестные! Прежде, быва-ло, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие!» А сам помещик жаден до последней крайности. Из сцены купли-продажи «мертвых душ» можно узнать новые примеры его скупости. Так, у Плюшкина для всей дворни: и для малых, и для старых «были одни толь-ко сапоги, которые должны были находиться в сенях». Или другой пример. Чичикова хо-зяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были «козявки и всякая дрянь», а ли-кер помещался в графинчике, который «был весь в пыли, как в фуфайке». Гротеск помога-ет вызвать к Плюшкину чувство брезгливости и осуждения.
В сцене также показаны грубость и подозрительность Плюшкина. Он ругает слуг. Например, к Прошке обращается: «Дурачина! Эхва, дурачина!» А Мавру барин называет «разбойницей». Плюшкин всех подозревает в воровстве: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить». Плюшкин специ-ально прибедняется, чтобы «вырвать» у Чичикова лишнюю копейку. Характерно в этой сцене то, что Плюшкин долго торгуется с Чичиковым. При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть». Гоголь находит очень интересное сравнение, свидетельст-вующее о полной власти денег над Плюшкиным.
Автор в этой сцене создает еще одну яркую комическую ситуацию. Когда мы чита-ем диалог между Маврой и Плюшкиным, то сразу замечаем несоответствие. Ведь барин обвиняет прислугу в воровстве клочка бумаги. И за эту малость он грозит Мавре Страш-ным судом! Когда ключница нашла бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обви-нить Мавру в другом грехе, в излишней расточительности: «… ты схватишь сальную све-чу, сало дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне лучинку!»
Авторская оценка персонажа беспощадна: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» Писатель призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», чтобы избежать деградации, чтобы не превра-титься в Плюшкина и ему подобных.
Описание быта и нравов героя выявляет все его отвратительные качества. Автор называет помещика «бесчувственным» и «пошлым».
Страница: 1 [ 2 ] 3