Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»"

Островский "Гроза" - сочинение "Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»"

Страница: [ 1 ]  2  

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» не раз ставилась на сцене русского театра. Каждый из режиссеров и актеров хотел донести до зрителя свое понимание конфликта пьесы. О разных интерпретациях одних и тех же образов, об актерах, играющих в «Грозе», я хочу написать в этом сочинении.
Размышляя над пьесой, нельзя не учитывать, что это драматургическое произведение, рассчитанное на сценическое воплощение. И как бы ни были многочисленны авторские ремарки, помогающие читателю увидеть многие детали, а порой и саму суть той или иной сцены, окончательное решение — за режиссером и актером. В их власти заставить нас относиться более или менее снисходительно к отрицательному герою. Во многом от них зависит, будем ли мы восторгаться положительным героем, сострадать ему.
Этим летом Малый театр, в котором так много и плодотворно работал А. Н. Островский, ставил «Грозу». Спектакль транслировался по телевидению. И хотя пьеса была мне хорошо знакома, я увидела совершенно новые, даже незнакомые образы. Только реплики персонажей были привычными.
Удивила, даже поразила меня трактовка образа Катерины. Поразила настолько, что я даже не запомнила фамилии актрисы, ее сыгравшей. Но это было не то, что называется «приятно поразить». Напротив. В каком-то смысле это была больше Катерина «по Писареву», чем Катерина «по Добролюбову». Катерина выходит на сцену — восторженная, добрая, прекрасная, но она не понимает, куда попала и что ее ждет. Все свои беды: и тиранию Кабанихи, и безволие Тихона, и непонимание ее Борисом в сцене прощания — она сознает и поначалу принимает как небесную кару.
К концу пьесы, не выдержав мысли о каре, Катерина, ни в ком не найдя поддержки, постепенно начинает сходить с ума. В сцене с сумасшедшей барыней она впадает не только в отчаяние. В ее исступленных метаниях появляется что-то нереальное, неестественное, жуткое, не свойственное психически здоровому человеку.
В сцене самоубийства Катерина произносит свои последние слова: «Под деревом могилушка... Как хорошо! Солнышко ее греет, дождичком мочит... весной на ней травка вырастает, легкая такая...» После каждой фразы — пауза. Катерина смотрит в одну точку. Слабо улыбается. Мне видится неестественный румянец, лихорадочный блеск в глазах. Катерина усмехается, но этот смех не грустный. Это смех веселый, искренний. Наверное, так смеются в детстве. В глазах появляется безумие. Становится страшно. Хочется подальше отодвинуться от телевизора.
«Цветочки расцветут, желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие». Голос, которым произнесла актриса эти слова, убеждает: Катерина — жертва. Ибо не может быть победителем человек, сошедший с ума.
Конечно, такая трактовка образа оказывает огромное влияние на зрителя. Суть «темного царства» в этой интерпретации лучше всего раскрыта в эпизоде признания Катерины, Она мечется от одного человека к другому в отчаянии и страхе. А все свидетели ее горя стоят молча, неподвижно. Что они слушают? Грозу? Или ждут признания Катерины? Одна лишь Варвара пытается остановить ее. Наверное, кто-то и поддержал бы несчастную женщину, но как можно? Ведь рядом — Кабаниха, и все превращены в статистов.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz