Островский "Гроза" - сочинение "Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»"
Страница: 1 [ 2 ]ное, кто-то и поддержал бы несчастную женщину, но как можно? Ведь рядом — Кабаниха, и все превращены в статистов.
И вот в этом мире холода и равнодушия погибает Катерина. В мире, где каждый может быть пассивным свидетелем любых издевательств, любой тирании, если прикажут. Если третьего не дано, порядочнее быть жертвой, чем глухонемым статистом — пассивным свидетелем страданий других людей.
Перечитываю последнюю страницу. Нет, как ни сильна по воздействию такая трактовка, Островский стремился к другому. Стремился, наверное, подсознательно, так как не был революционером-демократом. Нет, не только сострадание и жалость должна вызывать Катерина. Она должна быть победителем. Конечно, в том смысле, в каком это возможно при таких обстоятельствах. Катерина должна осознавать свое самоубийство, свой протест. Осознавать, конечно, не как протест против самодержавия (этого она знать не могла), но хотя бы как протест против Кабанихи и дома, где «все как будто из-под неволи», и ради этого преодолеть в себе страх, имеющий глубочайшие корни.
В этом смысле мне представляется совершенной игра Аллы Тарасовой в старой постановке Малого театра. Ее героиня до последнего мгновения осознает каждое свое желание, каждый поступок. А в эпизоде прощания с Борисом Катерина, как ей ни хочется видеть возлюбленного прекрасным, угадывает его малодушие, слабость, зависимость от Дикого. Героиня Тарасовой задумывается над этой зависимостью. Конечно, эти мысли теряются в глубоком страдании любящей женщины, принужденной жить среди тех, кто ей ненавистен. «Возьми меня с собой отсюда!» — эти слова произносятся тихо, с опущенной головой, без всякой надежды на желанный ответ. Значит, Катерина понимает, почему Борис не ответит ей согласием, раз смогла предугадать ответ. И еще задолго до того Катерина Тарасовой подсознательно решила, что покончит с собой, если ничего не изменится. А измениться ничто не могло. И долго после ее смерти не менялось ничего в русской действительности.
Игра Тарасовой убеждала, что Катерина гибнет из-за своего полного одиночества, совершенно лишенная поддержки. В «темном царстве» все поддерживают друг друга: Кабаниха, Феклуша, Дикой... Все они, стоя на разных ступенях социальной лестницы, крепко держатся один за другого. У Катерины нет поддержки. Но в игре Тарасовой есть ощущение времени: живи Катерина чуть позже — она бы эту поддержку нашла. Ощущение времени. Может быть, это именно отличает игру хорошего, думающего, талантливого актера.
Cпектакль по пьесе А. Островского «Гроза» заставил меня по-другому увидеть судьбы героев пьесы и еще раз доказал, что разные поколения артистов, читателей и зрителей могут по-разному интерпретировать содержание классических произведений.
Страница: 1 [ 2 ]