Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "Кто прав? (споры Базарова)"
Страница: [ 1 ] 2 3 4Роман "Отцы и дети", по определению русского писателя Владимира Набокова, — это "не только лучший роман
Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века". Центральное место здесь занимают долгие
споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова.
Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью. Вот
портрет Базарова: "высокого роста в длинном балахоне с кистями", лицо "длинное и худое с широким лбом, кверху
плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум"; у героя тонкие губы, а "его темно-белокурые
волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа". А вот портрет главного
базаровского оппонента: "...вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный
низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко
остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин,
необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты
замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый,
сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после
двадцатых годов".
Павел Петрович лет на двадцать старше Базарова, но, пожалуй, даже в большей степени, чем он, сохраняет в
своем облике приметы молодости. Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности,
чтобы выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров,
напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные
черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к легким, неземным материям. Этот герой и будет
отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике
свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать, нормальный, тогда
как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения
подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма Павла Петровича у него
какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая рука "с длинными розовыми
ногтями". Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова выдают в нем ум и уверенность в себе. А у Павла
Петровича лицо желчное, и повышенное внимание к туалету выдает в нем, тщательно скрываемую неуверенность в
собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живущий в другую эпоху,
в которой этому типу людей скоро уже не будет места.
Страница: [ 1 ] 2 3 4