Булгаков "Собачье сердце" - сочинение "Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»"
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6сопереживать человеческому горю. В-третьих, мастер весь живет во власти творчества, осмысляя свои возвышенные идеи и претворяя их в образы. Мастера занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается как творец. И он не случайно для своего романа выбрал определенное время: оно слишком напоминало писателю свое время.
Рядом с мастером через весь роман Булгакова проходит Маргарита, его любовь, мечта, счастье. Она не только красива и умна. Она постоянно борется за мастера и собственное счастье с ним, найдя в себе силы в буквальном смысле слова подняться над суетой, убожеством, ханжескими запретами, жертвуя собой, она находит поддержку только у Воланда, то есть у Сатаны.
А рядом с образами мастера и Маргариты и высоким строем их мыслей и чувств живет низменное. Это целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям не ведомы честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Низкими и безобразными этих людей делают пресмыкательство перед инструкциями, умение «держать нос по ветру», хамелеонство и злоба. Вот почему ненавидят этих героев мастер и Маргарита, и так сатирически описывает их Булгаков.
А теперь обратимся к третьему пласту повествования – фантастическому.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую. Это литературный прием, с помощью которого изображены бесчисленные уродства нашего быта.
В столице появляется Сатана и его свита, которые грозой проносятся над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Воланд оказывается в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Правда, суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость.
Дьяволиада понадобилась Булгакову еще и для того, чтобы показать нам, что грань между добром и злом действительно мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Единственным абсолютно положительным героем романа «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Он носитель «света», проповедующий добро и любовь ко всем людям. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Он, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком, видит лучшее, что порою спрятано в человеке, верит в силу добра и добрую природу человека, убежден в том, что на земле не будет больше зла, подлости, если все люди будут счастливы и свободны духовно.
Перед лицом смерти Иешуа остается верен своим убеждениям, поэтому и заслуживает «свет». С помощью добра он побеждает Понтия Пилата ( прокуратор принимает идеи, проповедуемые Иешуа), заставляет дьявола доносить до людей истину ( «Иисус существовал»,- говорит Воланд Берлиозу и Бездомному на Патриарших прудах), выносить человеку справедливый приговор по заслугам после его смерти, карать зло и помогать тем людям, чья совесть чиста, которые несут в себе добро.
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6