Булгаков "Собачье сердце" - сочинение "Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6е разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины, творчество.
С большим волнением и интересом знакомишься с тем, о чем говорится в историческом «сегменте». Это повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Главным его стержнем является тема виновности Пилата, который является сложной драматической фигурой. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», - неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Трусость – крайнее проявление внутренней подчиненности, «несвободы духа», главная причина подлостей на земле. И наказан за нее Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе.
Таким образом, в историческом «сегменте» сосуществуют возвышенное и безобразное. Возвышенное, по мнению Булгакова, - это верность идеям, доброта и свободомыслие, которые проповедует Иешуа. А рядом низменное – в предательстве, корысти Иуды, в трусости Понтия Пилата.
Далекие сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. У читателей создается впечатление в полном правдоподобии происходящего. История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика – дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать всё: это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.
В московском пространстве сосуществуют два «сегмента» - реальный и фантастический, которые причудливо переплетаются друг с другом.
К реальному «сегменту» относится очень интересная и увлекательная история. Это история мастера и Маргариты.
На фигуре мастера я вижу свет возвышенного, во-первых, потому что он соотносится с великим Фаустом. Ему тоже свойственна жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Во-вторых, он близок Иешуа. Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, гордость, способность сопереживать человеческому горю.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6