Булгаков "Собачье сердце" - сочинение "Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце""
Страница: 1 [ 2 ] 3Бог, конкуренция!), не забывая при этом сохранять несчатный вид, чтобы жалость к нему не пропадала.
Продажность и рабство - самые яркие люмпеновские черты - у пса проглядывались определенно и четко. Зачем свобода, когда есть много еды?
"Что такое воля? Так, дым, мираж, фикция". А у ошейника, оказывается есть столько преимуществ! "Ошейник - все равно что портфель".
А Чугункин был всего лишь подворотным пьяницей, который точно так же, как и пес, принял нового хозяина в лице новой власти (как принял бы любую другую власть), и быстренько научился "думать по-новому". Адепты, как известно, есть самые яростные поборники новой идеи.
Целый ряд лиц вплетается в действие - но и они прочитываются чаще всего аллегорически. Более того, сами аллегории нередко многозначны и требуют многоаспектной расшифровки. Не так легко по тем же причинам поддаются распознованию и прототипы героев повести. Словом, политическая направленность произведения облечена писателем в великолепную литературную форму. Можно сказать с уверенностью, что сама действительность подсказывала ему способ изображения.
Конечно, высказать в повести сокровенные мысли Булгакову было трудно, особенно в отношении творцов революционных потрясений.
Профессор Преображенский и доктор Борменталь олицетворяют собой вроде бы вполне добродетельную российскую иетеллегенцию. В этом качестве они необходимы писателю для противопоставления пролетариату и результатам его деятельности.
Особенно ярким это противопоставление получилось в подборе актерского состава фильма "Собачье сердце". По-существу, это был своеобразный актерский поединок Евгения Евстигенеева и Романа Карцева. Лично я бы отметил работу Карцева. Карцев, известный как комический актер, "довел" Швондера в его аллегоричности до абсурда. Его Швондер - не просто представитель советской канцелярии, это, скорее, "представитель типично новой социалной формации - человек советский". Он верит. Он верит в лозунги, установки, инструкции. И следовательно - не способен мыслить самостоятельно. К комичности Швондера, изображенной Карцевым, Преображенский-Евстигнеев добавляет трагичность - трагичность русской интеллигенции, по самому представлению своему общих человеческих ценностей, отказывающейся принять советскую власть:
"- Вы ненавистник пролетариата, - гордо сказала женщина.
- Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович…"
Впрочем, интеллигент не ограничится мыслями о себе и о той тонкой прослойке, к которой он принадлежит. Будущая трагедия, которую ясно видит Прображенский, касается прежде всего самих швондеров. Ведь для Швондера самое важное - чтоб все было записано в протокол. Это ли не от страха? Это ли не от страха маленького советского человека, обреченного быть отданным на съедение шариковым? И ведь они, швондеры, создают шариковых, а вовсе не ученые в своих лабораториях!
Потому что так же как для Швондера "документ - самая важная вещь на свете", ошейник для пса с задатками Шарикова - есть символ принадлежности.
Страница: 1 [ 2 ] 3