Булгаков "Дни Турбиных" - сочинение "Театр Булгакова. Дни Турбиных"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4аний текст пьесы понёс существенные потери. Название «Белая гвардия» представлялось слишком вызывающим и потому неприемлемым, предложенное К.Станиславским «Перед концом» Булгаков решительно отверг и остановился на «Днях Турбиных». Из пьесы пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, а в финале ввести «всё нарастающие» звуки «Интернационала». Мышлаевского заставили произнести в конце пьесы здравицу Красной Армии и большевикам, выразить полную готовность им служить: «По крайней мере, я знаю, что буду служить в русской армии», а заодно провозгласить, что вместо прежней России будет новая – столь же великая.
Несмотря на все цензурные потери, спектакль состоялся, и на долгие годы «Дни Турбиных» стала единственной пьесой на советской сцене, в которой белый лагерь был показан не карикатурно, а с сочувствием, а личная порядочность и честность большинства участников белого движения не ставилась под сомнение. Вина же за поражение возлагалась на штабы и генералов, не сумевших предложить программу, способную склонить народ на сторону белых.
За первый сезон «Дни Турбиных» прошли во МХАТе (пьеса была разрешена к постановке только в этом театре) 108 раз, что значительно превышает среднее число постановок за сезон всех остальных спектаклей московских театров. Алексея Турбина блистательно играл Н.Хмелев, Елену – О.Андровская и В.Соколова, Лариосика – М.Яншин, Мышлаевского – Б.Добронравов, Шервинского – М.Прудкин и др. Постановщиком стал молодой режиссёр И.Судаков (К.Станиславский был художественным руководителем). «Дни Турбиных» стали своего рода «Чайкой» для молодого поколения актёров и режиссёров МХАТа. Если верить воспоминаниям очевидцев, это была лучшая постановка булгаковской пьесы. В зале возникало ощущение единения зрителей с происходящим на сцене. Позднее Л.Е.Белозёрская рассказывала: «Шло 3-е действие «Дней Турбиных»... Дивизион разгромлен. Город взят гайдамаками. Момент напряжённый. В окне турбинского дома зарево. Елена с Лариосиком ждут. И вдруг слабый стук... Оба прислушиваются... Неожиданно из публики взволнованный женский голос: «Да открывайте же! Это свои!» Вот это слияние театра с жизнью, о котором только могут мечтать драматург, актёры и режиссёр».
Но приятие спектакля значительным большинством зрителей сопровождалось резко отрицательной его оценкой в печати, почти единогласной. М. Булгаков, собиравший и даже вклеивавший в специальные альбомы эти отзывы, насчитал около трехсот рецензий на пьесу; все они были ругательными и враждебными.
Еще одной пьесой Булгакова, имевшей почти такой же зрительский успех, как и «Дни Турбиных», была «Зойкина квартира», премьера которой состоялась 28 октября 1926 года в театре им. Вахтангова. Жанр произведения писатель обозначил как трагический фарс. Время действия – период нэпа. Сквозным действием пьесы и всех ее основных героев становится идея бегства. Герои пьесы мечтают о Париже, Ницце, вообще о загранице. С их точки зрения, нравственно открыть публичный дом, торговать наркотиками, лишь бы удрать из этого нелепого государства.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4