"Пейзажная лирика Фета "
Страница: 1 [ 2 ] 3
ые произведения, вот уже сколько лет поражающие нас психологической достоверностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не буди».
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» Фет превосходно передает и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет ловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, кторые трудно обозначить и передать словами:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручьяФет в своих стихах играет на каждой струнке души. Изменения «милого лица» и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в стихах. Поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь. В этом стихотворении любовная и пейзажная лирика сливаются в одно. Герои стихотворения - он и она. Они не имеют ни
имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в
стихотворении.
Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…»
Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое
дыханье…».
И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на
свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-
таки юны.
Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой –
соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели
соловья…», - дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не
просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого
стихотворения. У поэта он олицетворен.
Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И
вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует
метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
Композиционно стихотворение делится на три части. И начало второй
части: «…Свет ночной, ночные тени…», - это уже середина ночи.
Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным.
Чувства героев развиваются от «шепота» и «робкого дыханья» к «ряду
волшебных изменений милого лица». Поэт не описывает событий, а единственной
строчкой смог раскрыть всю гамму чувств, переживаемых героями.
Третья часть – утро: «…И заря, заря!…»
Но какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами
«дымные тучки». Эпитет «дымные» подчеркивает их легкость, невесомость,
чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речь идет о любви. Автор
использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед
нами возникает картина зари, раннего утра с легкими облаками, окрашенными в
розовато-желтоватый цвет…
Влюбленные даже не заметили, как пришла ночь, для них она пролетела как
одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения
появляется слово – «…слезы…» - говорящее о том, что наступает миг
расставания.
Страница: 1 [ 2 ] 3