"Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета."
Страница: 1 [ 2 ] 3
ать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота и должна быть главным в ней.
Гениальна лирика природы Фета: \"Я пришел к тебе с приветом\",
\"Шепот. Робкое дыханье\", \"Какая грусть! Конец аллеи\", \"Это утро, радость эта\", \"Жду я, тревогой объят\" и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца небесного? Или источник всего этого _ сам поэт, его умение видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновение готовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова \"природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник\", то для Фета природа _ единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а во-вторых, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте.
Если для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для
Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой силой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и сама природа любит _ не вместе, а вместо человека (\"В дымке-невидимке\").
В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой (\"Не тем, господь, могуч, непостижим\"), ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения (\"Ласточки\", \"Учись у них _ у дуба, у березы\"). Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном _ о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости (\"Нет, я не изменил\", \"Моего тот безумства желал\", \"Люби меня! Как только твой покорный\", \"Еще люблю, еще томлюсь\").
Разберем стихотворение \"Я тебе ничего не скажу\", датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Например, стихотворение Фета \"Как мошки зарею\" (1844) кончается мечтой \"О, если б без слова/ Сказать душой было можно!\". Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, (открывается молчанием: \"Я тебе ничего не скажу...\". Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта. Впрочем, назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он \"земной\". Тем не менее уделом героя стихотворения остается \"молча твердить\" слова любовного признания.
Страница: 1 [ 2 ] 3