"Игорь Северянин, Оскар Уайльд и феномен эстетизма в мировой культуре конца XIX - начала XX века"
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7
то нашло отражение в цикле стихов Уайльда «Impressions de Theatre» («Театральные впечатления»), а особенно, ? в стихотворении «Phedre» («Федра»), посвященное выдающейся французской актрисе Саре Бернар, исполнительнице роли Федры. На первый взгляд, в статье о Федре - Саре Бернар Уайльд выступает перед читателем в качестве оригинального театрального критика, делится впечатлениями от сыгранной актрисой роли, описывает мастерскую игру Сары Бернар в роли Федры в трагедии Расина. Но это лишь надводная часть айсберга. Поэт создает образ актрисы, которую отождествляет с Федрой. Именно Федрой XIX столетия видит Уайльд Сару Бернар. По сути, поэт создает новый миф о Федре в современном ему мире, который будет потом развит и подхвачен в русской поэзии и драматургии Серебряного века [4]. Как скучно, суетно теперь тебе со всеми, Тебе, которой следовало быть В Италии с Мирандоло, бродить В оливковых аллеях Академий. Федра - Сара Бернар - актриса, человек, попадает по воле рока не в свое время. О да! Наверно, некогда твой прах Таился в урне греческой, и снова Ты в скучный мир направила свой шаг, Возненавидев сумрака оковы, Унылых асфоделей череду И холод губ, целующих в Аду. (О.Уайльд; «Федра», пер. Н. Гумилева) Итак, Уайльд творит миф о Саре Бернар - Федре, отчасти этот миф рожден вдохновением актрисы и совпадает с ее внутренним «Я». Но, конечно, прежде всего, миф о Федре глубоко родствен самому Уайльду. Не столько для Сары Бернар в жизни, сколько для Уайльда оказались важными три пространства «Федры», совпавшие с его собственной ролевой деятельностью в жизни ? пространство смерти, пространство бегства, пространство События. Миф о Федре, преступно любящей, осужденной и обреченной на одиночество, парадоксально отразился в судьбе самого Уайльда. Уход со сцены (из творчества) для героя, так или иначе, равнозначен смерти. В жизни Уайльда было немало «пороговых», или пограничных ситуаций. Арест и тюремное заключение Уайльда ? не что иное, как уход со сцены. Это пространство смерти, за которым следует пространство бегства из Великобритании во Францию, в Париж. В дореволюционной биографии Северянина не было трагических потрясений, однако поэт любил надевать маску русского Оскара Уайльда. Театральный мир поэзии Северянина так же, как и Уайльда, - рефлексия на мир реальный. В лирике Уайльда за веревочки марионеток дергает Некто, фантом: Порою фантом заводной Обнимет нежно плясуна. Марионетка из дверей Бежит, покурит поскорей, Вся как живая, но страшна. (О.Уайльд; «Дом блудницы», пер. Ф. Сологуба) В лирике Северянина марионетками управляет либо сам поэт, либо «гривуазная» героиня, как в «Марионетке проказ». Но и в «Доме блудницы» Уайльда, и в «Марионетке проказ» Северянина за ниточки дергает все тот же Некто. У Северянина он в облике «кружевной, капризной властелина жены», «самки», «капризницы», прихотью которой стал «оборванец, красивее всех любовников замка»: Повелела капризница посадить оборванца На подушку атласную прямо рядом с собой… («Марионетка проказ») Итог таких дьяволических игрищ и у Уайльда, и у Северянина схож - «марионетки проказ» просто выбрасываются как старые, ненужные куклы, и как куклы они мертвы изначально, их гримасы и движения страшны в своей механичности… Уайльд говорит о них: «Пришли покойники на бал», а северянинская Утомленная женщина, отшвырнув голенища, Растоптала коляскою марьонетку проказ… Эстетика игры Северянина - наследница эстетики Уайльда.
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7