Толстой "Петр Первый" - сочинение "Развитие исторического романа ("Петр первый")"
Страница: [ 1 ] 2 3Кто прячет прошлое ревниво.
Тот вряд ли с будущим в ладу...
А. Твардовский
В тридцатые годы XX века писатели, наряду с изображением событий революционной эпохи и социалистического строительства, обращаются в своих произведениях и к прошлому страны. Это такие известные произведения, как “Степан Разин” А. Чаплыгина, “Одетые камнем” О. Форш, “Кюхля”, “Вазир-Мухтар” и “Пушкин” Ю.Тынянова.
Особое же значение в литературе приобрел роман А. Н. Толстого “Петр Первый”. В автобиографии Алексей Николаевич писал: “С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Над этой темой писатель работал долго; вначале им были написаны повести “День Петра” и “Наваждение”, трагедия “На дыбе”. Он признавался, что не приступал к роману до тех пор, пока не стал мыслить и говорить так, как говорили в эпоху Петра, он “пропитался” временем, поэтому роман получился таким правдивым. Горький называл его “превосходным”.
Роман повествует о событиях русской истории конца ХVП-начала XVIII века. В нем представлены все слои населения: от бояр и придворных до купцов и крестьян, стрельцов и посадского люда. События происходят в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за границей.
Роман состоит из трех книг, каждая из которых отражает определенный период Петровской эпохи и показывает деятельность царя. Вначале показана борьба Петра с боярами, с той косностью, которую они защищали и олицетворяли. Так, на примере семьи боярина Романа Буйносова показано, как сопротивлялись в душе вельможи нововведениям царя, внешне уступая его требованиям. “Политесы” и “плезиры” раздражают, появление на ассамблеях заставляет раскошелиться на наряды жен и дочерей, а обучение сыновей за границей они воспринимают как прямой путь к разврату. Князю приходится все терпеть, но он не может с этим спокойно смириться и вспоминает старые времена, когда он надевал кунью шубу, его выводили под руки из дому, сажали почтенно в возок, который вез его во дворец; там все ждали выхода царевны Софьи. Тогда он знал, как себя вести, что делать, сейчас правила резко поменялись. От царя можно ожидать любой “выходки”, никакого почтения к старинным родам, его окружают “выскочки”. Буйносов только внешне мирится с новыми порядками, мечтая о возврате к старому, но к старому возврата не было. “Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
Вторая книга повествует о том, что после победы над шведами русские вышли к Балтике и, укрепившись на берегу, стали строить северную столицу. Сторонниками деятельности Петра выступают в романе мелкопоместные дворяне и купцы, заинтересованные в укреплении государства. “Связал нас Бог одной веревочкой, куда ты, туда и мы”,— говорит царю купец Иван Бровкин. Петр привлекает к управлению государством энергичных, деятельных людей, строящих фабрики и заводы, развивающих торговлю, кто “одним талантом своим выбились из курной избы”.
Страница: [ 1 ] 2 3