Салтыков-Щедрин "История одного города" - сочинение "Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина"
Страница: [ 1 ] 2 3С именем М. Е. Салтыкова-Щедрина связан расцвет русской сатиры во второй половине XIX века. Большой художник и глубокий мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, талантливый журнальный редактор и организатор молодых творческих сил, Щедрин был выдающимся деятелем русского освободительного движения и русской литературы.
Одним из шедевров Салтыкова-Щедрина, блистательно реализовавшим его концепцию общественно-политической сатиры, была "История одного города". Уже не только по общественному значению, но и по масштабам художественного дарования и мастерства журнальная критика ставила имя автора "Истории одного города" рядом с именами Толстого и Тургенева, Гончарова и Островского.
В произведении Щедрина речь идет не о каком-то узком отрезке отечественной истории, а о таких ее чертах, которые сопротивляются течению времени, которые остаются неизменными на разных этапах отечественной истории. Сатирик ставит перед собой головокружительно смелую цель — создать целостный образ России, в котором обобщены вековые слабости ее истории, достойные сатирического освещения коренные пороки русской государственной и общественной жизни. В "Истории одного города" автор разоблачал глубокий аморализм самодержавия, бесчинства фаворитизма, авантюры дворцовых переворотов. Сказание о градоначальницах особенно богата историческими аналогиями и намеками. Здесь угадываются события и черты нравов царствований Екатерины I, Анна Иоанновны, Анны Леопольдовны, Елизаветы, Екатерины II. В "Истории одного города" Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа й власти, глуповцев и их градоначальников.
Писатель убежден, что бюрократическая власть является следствием "несовершеннолетия" гражданской зрелости народа.
В глуповских градоначальниках обобщаются черты разных государственных деятелей различных исторических эпох. Глуповскую историю иначе и не напишешь, вся она сводится к смене самодурных властей, массы остаются безгласными и пассивно-покорными воле любых градоначальников.
Глуповское государство началось с грозного окрика: "Запорю!", и с тех пор искусство управления глуповцами состоит лишь в разнообразии форм этого сечения: одни градоначальники секут глуповцев без всяких объяснений— "абсолютно", другие объясняют порку "требованиями цивилизации", третьи добиваются, чтобы сами обыватели желали быть посеченными. В глуповской массе изменяются лишь формы покорности: в первом случае обыватели трепещут бессознательно, во втором — с осознанием собственной пользы, в третьем — возвышаются до трепета, исполненного доверия к властям.
В образах двадцати двух градоначальников — краткие характеристики глуповских государственных людей, сатирические образы наиболее устойчивых отрицательных черт русской истории. Богдан Пфейфер, "голштинский выходец", "ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество".
Страница: [ 1 ] 2 3