Салтыков-Щедрин "История одного города" - сочинение "Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина"
Страница: 1 [ 2 ] 3о". Иван Матвеевич Баклан "кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого" — известной в Москве колокольни. Двоекуров "подавал твердую надежду" тем, что ввел в употребление горчицу и написал записку о необходимости "рассмотрения наук", но испугался и "не мог сего выполнить": решительность "вообще не была в его нравах". Эраст Андреевич Грустилов отличался нежностью и чувствительностью сердца, но дань с откупа повысил до пяти тысяч рублей в год и имел "много наклонностей, несомненно, порочных". Фердыщенко при не очень обширном уме был еще и косноязычен. Маркиз де Санглот любил петь непристойные песни. Дю Шарло обожал надевать женское платье и лакомиться лягушками — он оказался женщиной. У Беневоленского была любовная связь с купчихой Распоповой, он у нее по субботам обедал пирогами с начинкой.
Онуфрий Негодяев разместил вымощенные его предшественниками улицы и из добытого камня настроил себе монументов. Он "постоянно испытывал, достаточно ли глуповцы тверды в бедствиях", и привел город к полному разорению и голоду. Бородавкин запомнился тем, что грозил глуповцам показать, "где раки зимуют", и строил на " песце ", чтобы выстроенное " грохнулось ". Великанов прославился тем, что обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с души.
Перехват-Залихватский "въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки". Уставы и циркуляры, сочинением которых прославились градоначальники, бюрократически регламентируют жизнь обывателей вплоть до мелочей — "Устав о добропорядочном пирогов печении".
Высмеивая бюрократическую безмозглость русской государственной власти, Щедрин рисует образ Брудастого. В голове этого деятеля вместо мозга действует что-то вроде шарманки, периодически наигрывающей два окрика: "Разорю!" и "Не потерплю!" Рядом с Брудастым — градоначальник с искусственной головой — Прыщ. Голова у него фаршированная, поэтому он не способен быть администратором, его девиз — "Отдохнуть-с". И хотя глуповцы вздохнули при новом начальстве, жизнь их изменилась мало: и в том и в другом случае судьба города находилась в руках безмозглых властей.
Литературовед Дмитрий Николаев определяющую роль в идейно-художественном своеобразии творчества Салтыкова-Щедрина приписывал гротеску. Гротескные образы "Истории одного города" многочисленны: градоначальники Брудастый, майор Прыщ, маркиз де Санглот, который "летал по воздуху в городском саду", или, например, клопы, защищавшие в период смуты Дуньку толстопятую, и другие, не менее нелепые образы. Гипербола и гротеск в творчестве Салтыкова-Щедрина — это особые формы образного повествования, помогающие проникнуть в суть явлений, как отмечал сам писатель, разоблачить "ту, другую, действительность, которая любит прятаться за обыденный фантом и доступна лишь очень и очень пристальному наблюдению. Без этого разоблачения невозможно воспроизвести всего человека, невозможен правдивый суд над ним".
Страница: 1 [ 2 ] 3