"Валентин Григорьевич Распутин"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
ской глубиной обрисованного автором, это своего рода испытание на совесть. Показывая отношение к деньгам для Марии, автор вскрывает общее неблагополучие в человеке и в современном обществе. Тончайшие, трудно передаваемые оттенки переживаний главного героя, нравственно светлого, естественного человека, выражаются посредством образов природы, в ее зеркале человек видит самого себя. Финал повести открытый: Кузьма стоит на пороге квартиры своего брата-горожанина, в преддверии или самого большого из всех унижений, или чудесного спасения. Звучит финальное: “Молись, Мария!”
Широкую известность принесла писателю повесть “Последний срок” (1970). Образы сибирских женщин, особенно старух, наделенных особой силой характера и самоотверженностью, способностью все понять и простить, давно привлекали писателя. По его собственным словам, “женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде”. К тому же старухи – хранительницы народных традиций, национальной памяти, они связывают поколения рода человеческого. Главная героиня повести, восьмидесятилетняя Анна, духовный мир которой тщательно исследует Распутин, явилась первым полнокровным воплощением этого особого художественного типа в деревенской прозе: именно она открывает галерею распутинских “старух”. Автор сумел разглядеть в своей героине природную интеллигентность, нравственную чистоту, совестливость.
В повести всего одно событие, но событие великое – человек уходит из жизни. Тема жизни и смерти, вечная тема мировой литературы, волнует и Распутина. Она выливается в размышления о том, что человек оставляет после себя, как он “продолжается” на земле.
Анна не боится смерти, она чувствует, что “изжилась до самого донышка”. По мысли самой героини, то главное, ради чего она жила, уже было исполнено. Она остро ощущает себя связующим звеном в цепи поколений: “… Для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей”. Вся жизнь прошла бегом, в заботах, и сил осталось ровно на то, чтобы увидеть в последний раз разъехавшихся из родных мест детей, попрощаться с ними… Сюжетная канва повести проста: младший сын Михаил, единственный оставшийся в деревне, собрал остальных телеграммой. Но старуха не умерла, ей даже стало легче. Дети поспешили уехать, а на следующую ночь пришла смерть.
Писатель психологически тонко изображает пропасть между детьми и матерью, бедность духовного мира этих “блудных” детей, для которых приезд на похороны – поступок рациональный, следование правилам, а не зову сердца. До мельчайших подробностей автор воссоздает портреты, характеры, поступки “городских” детей деревенской старухи – Варвары, Люси, Ильи. Все они не понимают мать, не чувствуют ситуации: и старшая Варвара, глуповато-наивная, вечно скандалящая с собственными детьми, уже настроенная на похороны, но не желающая учить народное причитание; и средняя Люся, которой, наоборот, Бог не дал детей, – эгоистично-лицемерная, заботящаяся только о своем благополучии и производимом впечатлении; и “никакой”, как будто с “нарисованным” лицом, Илья – тоже эгоист и приспособленец.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4