"Валентин Григорьевич Распутин"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
“я”\". Ему захотелось большей свободы самовыражения, какую могла дать только литература.
Вскоре вышла книга рассказов “Человек с этого света” (1967). Само название говорит об устойчивой черте творчества Распутина, проявившейся уже в этих ранних рассказах: автор пристально вглядывается в каждого обыкновенного человека, будь то ребенок, юноша, неграмотная старуха, видит и ценит в нем неповторимую личность. Заявлена здесь и важнейшая распутинская тема – тема памяти, непрерывности человеческих поколений. В это время Распутин увлекался рассказами Андрея Платонова (”Я поражаюсь его настроем, поставленным словом, которое дает этот настрой…”), и платоновские интонации ощущаются в его прозе. Критики отмечали точное чувство формы, смысловую и композиционную завершенность рассказов, психологизм образов (рассказы “Я забыл спросить у Лешки”, “Мама куда-то ушла”, “Эх, старуха…”, “Продается медвежья шкура” и др.).
Итог этого периода – замечательный рассказ “Василий и Василиса”. Герои, тридцать лет живущие рядом, но не вместе из-за давней обиды жены, вдруг оказываются перед лицом смерти и вечности, и Василию не дает покоя совесть, а в Василисе наконец рождается жалость и способность простить грех. Ощущения героев отражаются в тонко подмеченном состоянии природы, переданном при помощи отточенных деталей. Начиная с этого рассказа Распутина можно считать профессиональным писателем – со своим взглядом на мир и своим стилем.
Из более поздних произведений следует выделить рассказ “Уроки французского” (1973), посвященный матери А. Вампилова, педагогу. Писатель воссоздает тяжелое послевоенное время, когда он с пятого класса один переехал учиться и жить в райцентр, и образ своей учительницы французского языка. Героиня рассказа, молодая учительница выручает недоедающего ученика, проигрывая ему деньги. По словам автора книги о Распутине Светланы Семеновой, перед нами “случай такой анонимно-самоотверженной помощи, которую в Древней Руси называли “незаметной милостыней” и считали единственно нравственной”.
В своей первой повести “Деньги для Марии” (1967) писатель рисует картину мира, в которой уживаются добро и зло, материальное и духовное, жестокость и милосердие, скупость и щедрость, подлость и честность. Сюжетная ситуация предельно проста: ревизор обнаружил недостачу в тысячу рублей в единственном на деревне магазине. Неопытной и совестливой продавщице Марии, дававшей зачастую продукты односельчанам в долг, грозит тюрьма. Дети останутся обездоленными. Муж Марии тракторист Кузьма, глазами которого читатель видит происходящее, решает собрать деньги “с миру по нитке”.
Повесть, как и все последующие произведения Распутина, не отличается сюжетной динамикой, интригой, главное в ней – жизнь человеческой души. Писатель задается вопросом: можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто-то страдает? Чужая беда обнажает в человеке его истинную сущность. Кузьма приходит в дома далеких и близких людей, прося деньги в долг, и для каждого персонажа, с большой психологической глубиной обрисованного автором, это своего рода испытание на совесть.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4