Платонов "Ювенильное море" - сочинение "Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова"
Страница: [ 1 ] 2 3В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их
числу относятся и книги Андрея Платонова.
Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей ХХ века. Его произведения трудны для
восприятия неподготовленного читателя. Он и не лёгкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое,
медленное чтение, требующее постоянной работы мысли.
В произведениях Платонова нет конфликта в привычном смысле, потому что автору важно не что происходит, а почему и как.
Сюжет отходит на второй план, так как не события, а чувства волнуют автора.
Проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но даётся с позиции современной
личности, впитавшей в себя культуру, историю России, достижения всего мира. Среди них повесть "Ювенильное море",
созданная в 1934 году и дошедшая до читателя лишь в 1986 году. В ней с необычайной убедительностью автор отразил
абсурдность жизни в первые годы коллективизации и попытался предсказать будущее страны. Перед нашим взором предстает
мясосовхоз "нумер сто один", к которому инженер-электрик Вермо добирался в течение пяти дней по вымершей земле.
Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхоза Умрищев отдает абсурдные приказы: рожать детей по
графику, обрывать былинки на пешеходных тропинках, - а в целом хозяйством не занимается. В свое время он приехал из
центра, где были созданы отделы по планированию "безвестных времен на тридцать лет вперед". Эти задачи невыполнимы,
поскольку для их решения "требуется вечность".
В изображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина. Платонов, как и великий сатирик,
показывает происходящее в гиперболической и гротескной форме: люди живут в огромных выдолбленных тыквах; радея о
мясосовхозе, Федератовна не спит уже полгода. Вермо мечтает вместо "ветхих форм животных" завести бронтозавров для
получения "по цистерне молока в один удой", Писатель подчеркивает, что в этом обществе к человеку относятся как к еще
одной производительной единице. Вермо, глядя на Босталоеву, размышляет, "сколько гвоздей, свечек, меди и минералов
можно химически получить из тела Босталоевой". Жалость приравнивается к преступлению. "Ведь миллиарды разных людей
умерли бесполезно. Что же вы одну-то стоите жалеете. Мало ли на свете жителей осталось!.. Жалейте хоть меня, если в вас
гнилой либерализм бушует!" - возмущается Божев возле тела повесившейся Айны, на похоронах которой люди будут плакать
только из приличия. Милосердие и доброта отрицаются п!
олностью ("Всех жалеть не нужно... многих нужно убить",- соглашается с Божевым Федератовна), счастья личной жизни не
существует, его заменил труд. За годы гражданской войны и коллективизации люди забыли, что такое любовь. Вермо считал,
что "любовь - это изобретение, как и колесо, и человек... долго обвыкался с любовью, пока не вошел в ее
необходимость".
Страница: [ 1 ] 2 3