Платонов "Ювенильное море" - сочинение "Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова"
Страница: 1 [ 2 ] 3лго обвыкался с любовью, пока не вошел в ее
необходимость". Становится ясно, что в этой "стране трудного счастья" тяжело и страшно всем людям.
Несмотря на небольшие размеры произведения, проблематика повести достаточно сложна. Платонов поднимает социально
значимые для тридцатых годов проблемы будущего страны, путей ее развития, методов хозяйствования и общечеловеческие
проблемы - добра и зла, счастья, свободы личности, Все поступки герои повести совершают с пафосом, но писатель обращает
внимание на ложность этого пафоса. Как пример, можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку,
раскрывая их абсурдность. Босталоева призывает увеличить надои и количество мяса, не увеличивая поголовья взрослого
скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит физиологии животного. Необычен и язык писателя: он сопоставляет
несопоставимые понятия ("ударный поцелуй", "кипящая вселенная", "безысходная энергия"), намеренно использует
косноязычие ("смотреть друг в друга", "пошла... нечаянно рядом"), иронию и сарказм (несмотря на то, что совхоз
находился "в русле речки, высохшей лет тысячу тому назад"!
, на открытом месте, обдуваемом всеми ветрами, автор отмечает: "Гуртовая база была расположена разумно и удобно", а
ее директор "любил все темы, кроме скотоводства"), политическую лексику ("либерализм", "оппортунизм"), газетные
штампы. У персонажей повести "говорящие" имена и фамилии. Это еще один способ, с помощью которого автор раскрывает
образ. Вермо ассоциируется со словами "верный", "верность". Он человек, навсегда преданный тому, во что поверил
однажды. Фамилия Умрищев словно происходит от слова "умереть", такие, как он, не способны жить в новом обществе.
Божев, как Господь Бог, может судить и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична, сменила отчество с приходом новой
власти. Надежда Босталоева олицетворяет грядущую победу над "классовым врагом". Всё это помогает писателю ярче
передать особенности того времени. С этой же целью автор мастерски использует многие художественные детали: голые ноги
доярок, потемневшие от нехватки порошка зубы Босталоево!
й, спящие на земляном полу пастухи - все указывает на бедственное положение людей и хозяйства страны.
Немалую роль играет в произведении пейзаж. Он помогает увидеть параллель между скудной природой степи и положением
государства в целом: "Редкий ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни и прочих непищевых, бедных
трав", "трава утомилась жить под солнцем", "скучная сила осеннего ветра и зимняя пурга, поющая о безысходности
жизни". Сама "мертвая природа" отвергает возможность построения счастливого социалистического общества на нищей
земле.
Создавая портрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам. Противопоставляя глаза Умрищева, в которых находилось
"постоянное углубление в коренные вопросы человеческого общества и всего текущего мироздания", глазам Босталоевой, в
которых светится "классовая вражда", Платонов подчеркивает огромную нравственную пропасть между ними.
Страница: 1 [ 2 ] 3