Платонов "Котлован" - сочинение " Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова"
Страница: [ 1 ] 2Зачем ему теперь нужен
Смысл жизни и истина всемирного
Происхождения, если
Нет меленького, верного человека,
В котором истина стала бы
Радостью и движением?
А.Платонов «Котлован»
Желание исследовать одну из самых сложных проблем XX века – проблему приобщения человека к новой жизни проникнута
трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930
года, так же, как создавался знаменитый роман Чернышевского «Что делать?», тоже написанный на злобу дня. Теперь, когда
мы знаем многочисленные произведения, посвященные коллективизации, мы можем с полным правом сказать, что процесс этот,
сложный, неодназначный. В «Котловане» автор разбивает миф о светлом будущем.
Исторический и литературный контекст повести – «политика сплошной коллективизации». И «ликвидации кулачества как
класса». Мы встречаемся здесь и с философской обобщенностью, и с глубокой мифологизацией жизни: рабочие роют котлован
под фундамент «общепролетарского дома», в котором должно потом счастливо жить новое поколение. Задумался о смысле жизни
и рабочий Вощев, уволенные с маленького механического завода, потому что устрашился от производства «среди общего темпа
труда». Задумался о том, что ему «без истины трудно жить». Он тоже попадает на рытьё котлована: ему очень хочется
«выдумать что-нибудь вроде счастья, чтобы от душевного смысла улучшилась производительность».
Вощев – это народный мыслитель, «сокровенный человек», странник, «не движущийся в соответствии с генеральной линией», а
имеющей свою дорогу в жизни. Может быть, он первый понимает, что котлован – это новое рабство, оно основано на ритуалах
новой веры: безоговорочном подчинении командам Сталина, приведшим к созданию тоталитарного государства. Он не видит к
себе уважения со стороны рабочих или профсоюзных деятелей, которые советуют ему молчать. И тогда он, замысливший
переустройство мира романтик и мечтатель, горько бросает в лицо новым бюрократам: «Вы боитесь быть в хвосте: он –
конечность, и сели на шею!.. Без думы люде действуют бессмысленно!» создавая драматическую картину времени, Платонов уже
с первых страниц раскрывает перед читателями ключевые слова: «темы» и «плана», тем самым определяя темы повести:
исполнитель и творец, личное и общественное, уважение к достоинству человека и его жизни.
В самой фамилии «Вощев» сопрягаются два начала: древнерусское слово воск – что-то мягкое, природное, органическое, и
«вотще» - «напрасно» (так напрасен, будет поиск этим героем счастья, истины и справедливости в «Котловане»). Ряд
фонетических аналогий можно продолжить русской пословицей «попал как кур во щи» (в ощип), в которой центральным является
звуковой комплекс «вощи» - от корня «вощ», «воек». При в внешней несовместимости и даже противоречивости всех этих
значений в истории Вощева они связываются воедино, взаимно дополняя друг друга: это связано и с психологическим миром
персонажа – он собирает в мешок «всякую безвестность мира для памяти»,ищет смысл общего и отдельного существования –
«план общей жизни».
Страница: [ 1 ] 2