Платонов "Котлован" - сочинение " Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова"
Страница: 1 [ 2 ]ищет смысл общего и отдельного существования –
«план общей жизни». Сюжет русской пословицы в биографии Вощева получает грустно комическое воплощение: в колхозе имени
Генеральной линии активист определяет Вощева на «куриное дело» - «перещупать всех кур и тем самым определить к утру
наличие свежеснесённых яиц». Его фамилия определяет его духовный путь – от надежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и
личного существования: «Вощев стоял в недоумении над этим униженным ребенком, он уже не знал, где же теперь будет
коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Вошев согласился бы снова ничего
не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой, готовой на жизнь, хотя бы и
замучилась с течением времени».
Платонов употребляет в повести «юродивый», изломанный язык – результат смещения, сдвига нормативных лексических и
синтаксических отношений, язык этот рассчитан не на понимающие, а на запоминающие, смысл слов выхолащивается. Здесь
применяется политические маркированные слова ярлыки, идеологически окрашенная лексика: «отправить на коллективизацию»,
«узкими масштабами строиться», «в одном колхозе горюешь». Эти партийные агитки и лозунги, применяемые на Организационном
Дворе по отношению к кулакам: «Какое я тебе лицо? Я никто: у нас партия – вот лицо!.. Являйся нынче на плот, капитализм,
сволочь!». И метод вступления в колхоз знакомый: «Пишись! А то в океан пошлю!». Описывая раскулачивание, Платонов
использует приём гротеска, так как в раскулачивание принимает участие Медведь-молотобоец. Иногда в нём автор
подчеркивает человеческое начало, именно это отмечает в нем Настя. Умирая она просит позаботиться о Мишке Медведеве. И
тогда срабатывают метафоры «работать как зверь», и «медв!
ежья услуга» - так проявляется в повести одна из сокровенных платоновских идей. Умирает девочка Настя – уходит от людей
в будущее, все дороги ведут в «Котлован» - к всемирному сиротству, бездомности. Раз нет у людей дома (они даже спят в
гробах и готовят их себе «впрок», что уже само по себе бесчеловечно), значит нет связующего звена между поколениями, нет
уюта, гармонии, покоя. И тот дом, который они должны были построить для светлого будущего, превращается в могилу
ребёнка, в могилу людей.
В притчевой форме, мудро и не навязшего, Платонов, как мне кажется, даёт нам понять, что насильно загонять человечество
в счастье нельзя. Тогда вместо обещанного рая мы можем получить нечто противоположное. Это повесть-предупреждение о том,
что ложные идеи могут загубить тысячи человеческих жизней и стать трагедии народа. Наверное, народ наш научился
извлекать уроки из своего исторического прошлого.
Страница: 1 [ 2 ]