Петрушевская "Монологи" - сочинение ""Тайна дома""
Страница: [ 1 ] 2 3Перед вами необычная книга о людях, написанная самими людьми. Автор как бы «выхватывает» из общего «хора жизни» голоса отдельных людей — их переживания, ощущения, размышления.
Особенно ярко эта особенность творчества Л. Петрушевской проявляется в цикле, который так и называется — «Монологи» и состоит из историй молодых женщин о различных случаях, эпизодах, периодах своей жизни. Эти рассказы интересны тем, что главное в них — не внешнее содержание, а чувства персонажей, их жизненные впечатления.
Так, героини «Монологов» сталкиваются с лицемерием и ханжеством в жизни, с двусмысленностью и наигранностью человеческих отношений («Сети и ловушки», «Слабые кости»). Они мучительно размышляют о чувстве жалости и сострадания («Дядя Гриша»), переживают предательство друзей («Такая девочка, совесть мира»). Многие из них так или иначе осознают сопричастность переживаниям и проблемам другого человека, приходят к пониманию того, что «человек светит только одному человеку один раз в жизни» («Через поля»).
Рассказы цикла «Бессмертная любовь» тоже построены чаще сочинение с аллсоч.ру © 2005 всего как «женские истории» и поднимают проблемы, близкие и понятные каждой женщине. Петрушевская пишет о любви и предательстве, о молодости и старости, о поиске ответов на сложные жизненные вопросы.
При этом жизнь в рассказах этой писательницы предстает во всех ее трагических противоречиях, во всем многообразии человеческих чувств и отношений. Петрушевская показывает различные варианты женской судьбы в одних и тех же обстоятельствах. И если, например, Вера («Приключения Веры») не находит счастья в любви, то его обретает Кларисса («История Клариссы»).
В рассказе «Тайна дома», давшем название всей книге и отдельному циклу, читателю предлагается вместе с рассказчицей найти источник голосов «жизненного хора». Здесь возникает символический образ «трещащего радио», которое передает «вроде бы торопливый разговор вдали, на улице».
Мотив ночного «сумасшедшего» радио повторяется и в цикле «Песни восточных славян» — в рассказе «В маленьком доме».
Цикл рассказов «Реквиемы» посвящает читателя в проблему смерти как отдельный, самостоятельный предмет художественного изображения.
При этом понятие смерти рассматривается Л. Петрушевской в самых разных проявлениях. Это и гибель супружеской любви («Я люблю тебя»), и крушение светлых надежд молодости, утрата жизненного оптимизма («Еврейка Верочка»), и умирание души, духовная деградация («Дама с собачками»), и утрата сострадания чужой беде («Кто ответит»).
Одновременно в «Реквиемах» рассматриваются различные типы смерти: смерть-жертва («Я люблю тебя», «Еврейка Верочка»), смерть-освобождение («Мистика», «Элегия», «Гость», «Сережа»), смерть-месть («Грипп»), смерть-наказание («Смерть поэта», «О, счастье»), смерть-закономерность («Мильгром»).
В цикле рассказов «В садах других возможностей» развивается идея оригинального понимания автором этой проблемы.
Так, смерть изображается Петрушевской как продолжение жизни, иная реальность, «другое царство».
Страница: [ 1 ] 2 3