Пастернак "Любить иных – тяжелый крест" - сочинение "Стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных — тяжелый крест...». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме...». (Восприятие, истолкование, оценка)"
Страница: [ 1 ] 2 3Любовная лирика занимает большое место в творчестве Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворения о любви карактерны для творчества Пастернака 1930-х годов. Любовь понимается поэтом очень широко, в бытийном и философском смысле. Все приметы мира, в котором живет человек, испытывающий чувство любви, появляются в его стихах в опаленном страстью восприятии. Мир и человек предстают единым целым, любовь человека проникает в мир, и весь мир наполнен любовью.
Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это — изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетыми. Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест...» написано поэтом в 1931 году. Всего три строфы, которые наполнены глубоким чувством. Необычный стиль поэта поражает читателя с первых строк. Только настоящий мастер слова мог бы объединить в одно предложение порой не сочетаемые слова и создать великолепные образы:
Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей, секрет Разгадке жизни равносилен.
Уже в первых строках мы встретим антитезу: «Любить иных — тяжелый крест». Разве настоящее чувство может быть сопоставимо с таким эпитетом? Но лирический герой лишь любовь к другим женщинам воспринимает как «тяжелый крест». А образ той возлюбленной, которой посвящено стихотворение, для поэта - божественный идеал, неразгаданная тайна. Ведь она «прекрасна без извилин». Не обожествляя любимую, лирический герой ценит ее за природную загадку, внутреннюю одухотворенность. Говоря о любимой, Пастернак использует местоимение «ты». Так называют лишь близкого человека. В чем же ее привлекательность?
// прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
Для Пастернака близкий человек загадка, которую он должен разгадать. Причем загадка эта по значению приравнивается лирическим герою к тайне смысла жизни. Так в любовный сюжет вливается тема познания бытия жизни, миропозна-ния. В следующем четверостишии весеннее пробуждение природы перекликается с внутренним состоянием, духовным миром лирического героя:
Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин...
Так природный мир перекликается с любовным конфликтом лирического героя. Природа и любовь переплетаются, одухотворяя друг в друга.
Особую роль в этих строках играет аллитерация. Повторение шипящего «ш» и сочетания согласных «ст» помогают читателю реально представить эту необычную картину. Обратим внимание на метафоры: «шорох снов» — это мечты влюбленного сердца лирического героя, «шелест новостей и истин» - то, что окружает его в реальном мире.
Страница: [ 1 ] 2 3