Пастернак "Любить иных – тяжелый крест" - сочинение "Стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных — тяжелый крест...». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме...». (Восприятие, истолкование, оценка)"
Страница: 1 [ 2 ] 3ужает его в реальном мире. И везде рядом с лирическим героем возникает образ любимой:
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Поэт делает весьма необычное сравнение: «смысл» для лирического героя — это само существование рядом с ним любимой. Это равно смыслу жизни — находится рядом с ней, дышать одним воздухом. Ее образ «легкий, как воздух», и «бескорыстен», то есть добр, независтлив. Таков идеал женщины для поэта.
В третьем четверостишии настроение стихотворения меняется.
Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь. Псе это - не большая хитрость.
Аллитерация (повторение согласного «р») заставляет звучать эти строки более напряженно, нервно. Романтик становится реалистом, свое безумное чувство он метафорически называет «словесный сор» и мечтает от него избавиться, «из сердца вытрясть». Но так ли это на самом деле? Ведь не зря здесь дважды использована частица «не». Пастернак намеренно отделяет отрицательную частицу от слова. Скорее всего, внутренний смысл этих строк противоположен их внешнему оформлению. Лирический герой стихотворения не может не страдать, хотя и пытается это сделать. Любовь настолько прочно входит в жизнь лирического героя, что объединяется с ней. Избавиться от любви, вытрясти ее из сердца — все равно что перетать дышать, умереть. Поэт словно избавляется от смысла жизни, без любимой ту незачем жить.
Необычные метафоры и сравнения, смешение в них живых и неживых предметов реального мира делают стиль Пастернака непохожим на других поэтов. Любовные конфликты у Пастернака лишены того трагического накала и нарочитой «несдержанности» чувств, которые свойственны им в лирике Маяковского и Цветаевой.
Стихотворение «Никого не будет в доме» написано Пастернаком на двадцать лет раньше. Но и в нем мы видим то же причудливое взаимодействие высокого и привычного, обычной человеческой жизни и тайн природы. В стихотворении мы видим описание пограничного явления — сумерек. Вершиной любовной лирики это стихотворение стало после того, как в виде песни прозвучало в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром». Негромкий, очень бытовой и домашний любовный конфликт одухотворяется строками стихотворения Пастернака. Одиночество и уныние, вызванное сумерками в зимний холодный день сменяется ощущением чуда, прихода любимой женщины. Еще не ушел день, но ночь уже спешит вступить в свои права. Такое взаимодействие рождает причудливые тени, неуверенность и надежду. В стихотворении снова упоминаются хлопья снега. Сквозной проем, сквозь который мы видим ускользающий зимний день, крыши и снег, выглядит как проем в другой мир, в который мы подсматриваем. Одиночество и тревога, рожденные природными явлениями, разбивается от звука шагов. Мы не видим, кто идет, но понимаем, что это человек, очень дорогой лирическому герою. Гость лирического героя дан нам намеками. Мы можем увидеть лишь его одежду, которую поэт сравнивает с белыми хлопьями снега, которые увидел сквозь проем гардин. Встреча лирического героя с любимой дана нам в будущем времени, мы не можем сказать, сбетоялась ли она и была ли такой, как нам описал ее лирический герой.
Страница: 1 [ 2 ] 3