Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Место религии в романе"

Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Место религии в романе"

Страница: [ 1 ]  2  

Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место.
Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов
любви к ближнему. В "Преступлении и наказании" автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и
ошибки на пути постижения истины. В XIX веке стала видна недостаточность преступления Раскольникова, автор
выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических.
Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не
грех убийства, а гордыня, усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедиться в истинности своей прежней
веры. Достоевский очень хорошо это осознавал, что оказало немалое значение на его творчество.
Раскольников сам становится жертвой своего преступления: "Я себя убил, а не старушонку". Хотя, согласно
морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее,
по мнению Родиона, ничего не стоила. "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми
глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая", — вот так ее описывает Достоевский. Согласитесь, очень
похоже на пушкинскую "Пиковую даму".
Раскольников пришел к убеждению, что "на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки" значит
"не более как, жизнь вши", поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Однако герой не
задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили,
"тварь ли дрожащую" или "право имеющую". Так случилось и с Раскольниковым. Убив никчемную старуху, он лишил
жизни человека, который вызывает у читателя жалость и, по сути, ни в чем не провинился перед человечеством.
Итак, мы видим, что Раскольников — это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его
болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь.
Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли,
что он "пришел мучить" Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым
она от него принимает страдание: "После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и
приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: "Как?
Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность
собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело".
В сущности, отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение. Соня жалеет
Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Ока вернула Родиона к истине, направила его на верный путь,
помогла увидеть мир в иных цветах.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz