Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века"
Страница: [ 1 ] 2Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным
художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново
осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие его художественные достижения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на
фольклорной основе. Действительно, в «Кому на Руси жить хорошо?» в той или иной степени «задействованы» все основные
жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказания.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои
законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы – отсутствие в
нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет нечто
принципиально иное – общенародная мораль. Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой природе устного народного
творчества.
Поэму открывает пролог – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам «сказочный» зачин настраивает читателя
на определенный лад. Некрасов мастерски воспроизводит тон фольклорного сказа, сохраняет фольклорную символику: не
случайно «сошлися и заспорили» именно семь мужиков – это одно из традиционных значимых чисел, и герои лишены реальной
атрибутики: у них нет фамилий - либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов - любую деревню можно назвать
Гореловым, Нееловым или Неурожайкой. Лишены Некрасовские мужики и индивидуальных характеров. Все они воспроизводят один
общенародный тип. Собственно, такими и должны быть сказочные герои – разве нас интересует фамилия Иванушки – дурачка,
разве у него есть свой характер, своё мировосприятие! Ведь он ценен не как единственная и неповторимая личность, но как
персонифицированное воплощение народных черт, народных нравственных принципов.
Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ,
бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни: что есть правда, что есть счастье; способностью к
самопожертвованию. И в то же время это отнюдь не идеализированные «пейзане»: они ухватливы и смекалисты, не прочь
подраться, когда спор зашел в тупик, знают толк в выпивке. Создав великолепную стилизацию под «народный сказ», Некрасов
вводит в «Пролог» элементы, подчеркнуто противостоящие всему тону «сказа», не вписывающиеся в него. Так звучит словечко
«временнообязанные», так звучат названия деревень. Все это придает «сказу» приметы времени, вовлекает читателя в лукавую
и невеселую игру: чего уж тут «угадывать», в каком году происходит действие – в этом году, в наше время!.. и деревеньки
эти всем известны: какую ни возьми – все они Нееловы да Заплатовы. Сказочный зачин «Пролога» позволяет автору
существовать в «сказочной реальности», где летают говорящие птич!
ки и под деревом закопаны скатерти-самобранки.
Страница: [ 1 ] 2