Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века"
Страница: 1 [ 2 ]де летают говорящие птич!
ки и под деревом закопаны скатерти-самобранки. Это сопряжение мира реальности и мира фантастики и делает возможным
дальнейший поворот сюжета: мужики могут отправиться по свету на поиски счастья. И здесь звучит один из важнейших мотивов
русского фольклора – мотив странничества. Традиционно герой русских сказок отправляется в путь-дорожку ради какого-то
общего дела: то прослышал, что Змей Горыныч мучает жителей дальнего села; то выручает царскую дочь, томящуюся у Кощея
Бессмертного. Так и наши герои отправляются в путь искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще – счастье мужицкое.
Отсюда видно, что Некрасов брал те фольклорные тексты, которые, украшая и подслащая действительность, находились в
вопиющем противоречии с ее реальными фактами, и либо изменял эти тексты, переделывая их так, чтобы они правдиво отражали
реальность, либо тут же полемизировал с ними, опровергая их фактами противоположного рода. Автор использовал такие
фольклорные образы, которые могли показаться н!
ейтральными, поскольку в них не нашла отчетливого отражения классовая оценка действительности, и так видоизменял эти
образы, чтобы они могли послужить целям революционной борьбы. И самое главное, Некрасов, опираясь не на букву фольклора,
а на его дух, его стиль, сам создавал гениальные народные песни, проникнутые чувством вражды к существовавшему порядку
вещей и звавшие к революционному действию.
Встречая среди фольклорных материалов ту или иную народную песню, пословицу, поговорку, Некрасов пытался представить
себе, из каких кругов крестьянской массы может она исходить. Поэт видел, что русский фольклор отнюдь не отражает в себе
целостного круга воззрений монолитного, сплошного народа. Он применял принципы классификации родного фольклора, каких не
было ни у одного из поэтов его поколения, пытавшихся так или иначе приобщиться к народному творчеству.
Страница: 1 [ 2 ]